Главная Книговедческая мозаика Произведения Пантелеймона Кулиша в фонде редких и ценных изданий

Произведения Пантелеймона Кулиша в фонде редких и ценных изданий

09.04.2019 08:15

В этом году Украина отмечает 200-летие со дня рождения Пантелеймона Александровича Кулиша – известного писателя, историка, этнографа, литературного критика, публициста. К этому важному культурному событию мы подготовили обзор произведений П. Кулиша, которые хранятся в нашей библиотеке.

 

Букинистической ценностью является экземпляр романа «Чорна рада» 1944 года издания. В тяжелые военные годы книга была мощным оружием для поддержки боевого и патриотического духа бойцов. Но именно украинская книга составляла абсолютное меньшинство в советской издательской продукции 40-х годов. В тот период приоритетной была публикация трудов главных идеологов действующей системы (И. Сталина, В. Ленина), литературы о героическом прошлом российского государства, книг по военной истории. Однако местные украинские издательства все же пытались публиковать произведения, в которых освещалась история и культура Украины. Роман «Чорна рада» П. Кулиша был весьма актуальным для того времени, ведь в нем изображалась Украина времен «Руїни» – трагического периода братоубийственных войн, предательств, общественного раздора нашей страны.

В нашем фонде хранятся несколько прижизненных изданий П. Кулиша. Во-первых, это историческое повествование «Хмельнищина», изданное в 1861г. в Петербурге в собственной типографии писателя за счет Федора Черненко – близкого друга Тараса Шевченко. Собственно, П. Кулиш и посвятил эту книгу памяти Тараса Григорьевича. В предисловии к изданию автор отмечает, что написал этот исторический труд доступным языком для тех, у кого из-за тяжелой работой не хватало времени для чтения: «… оце зложив я невеличку й не дуже мудровату книжку, щоб до снаги було всякому її зрозуміти, і грошей щоб не великих вона коштувала, та щоб і часу на прочитання її не багато треба було од насушної роботи увірвати. Се книжка про порядки на Вкраїні за гетьмана Хмельницького: тим її Хмельнищиною й оглашаю». [6, C. 5] Кстати, П. Кулиш был довольно неплохим художником и создал серию рисунков «Украинские гетманы», среди которых – и портрет Б. Хмельницкого.

Второе прижизненное издание П. Кулиша нашей коллекции – рассказ-идиллия «Орися», напечатанный в 1883 г. в Киеве в типографии Г. Т. Корчака-Новицкого. «Орися» была написана еще в 1844 г. и, по мнению критиков, является жемчужиной малой прозы Кулиша. Толчком к созданию романтической идиллии послужила шестая и частично седьмая песня гомеровской «Одиссеи». Сохранив сюжетную канву античного произведения, писатель пересаживает, по выражению И. Франко, «запахущу квітку старогрецької поезії на нашу рідну українську ниву в формі прекрасної ідилії» [9, С.84]. Кулиш опоэтизировал старинный патриархальный быт, гармоничные отношения человека с природой, любовную и семейную гармонию.

С большим количеством прижизненных публикаций П. Кулиша наши читатели могут познакомиться на страницах периодических изданий. И это неудивительно, ведь Кулиш занимался активной редакторской и издательской деятельностью. В частности Пантелеймон Александрович был причастен к созданию журнала «Основа». Он вел библиографический отдел журнала, был главным критиком, писал публицистические статьи. В подборке номеров «Основы» за 1861 год, которая хранится в нашем отделе, встречаются публикации отдельных стихов П. Кулиша, его исторические и литературоведческие исследования, публицистические произведения. Несмотря на то, что запрет печататься давно был снят, Кулиш довольно часто публикуется под различными псевдонимами: Панько Казюка, Хуторянин, Козак Белебень.

В рубрике «Обзор украинской словесности» журнала «Основа» Пантелеймон Александрович частями публикует статью «Гоголь как автор повестей из украинской жизни». Эта критическая разведка является важной работой по украинскому гоголеведению. Кулиш показал Гоголя не только как великого писателя, который своими ранними произведениями дал основной толчок к заинтересованности Украиной, но и предостерегал, что персонажи «Вечеров на хуторе близ Диканьки» не отображают реальной жизни украинского народа. На его взгляд, они изображены карикатурно, тенденциозно. «Але в цьому винен не стільки Гоголь, як українська етнографія та народознавство, що в той час знаходилися в зародковому стані.» [1, C. 14]

На страницах «Основы» печатались и публицистические произведения Кулиша, ярким примером которых являются известные «Листи з хутора». Содержание этих писем разное. Автор повествует об отдельных случаях из жизни на хуторе или рассказывает об интересных людях из простого народа. Однако во всех «Листах з хутора» весьма четко ощущается авторское противопоставление «хуторяне-горожане», а еще больше - антиурбанистические настроения Кулиша: «А наш брат, хуторянин, попавшись у ту кам’яну Москву… дивиться, ей же Богу, з великим жалем на той одягний та ласий люд, дивиться та й думає собі: «Боже мій, Боже мій! Як тут оці пани, у сій тісноті, бідують! Золотом сяє, у кареті їде, а яким воздухом дише!.. Так оце вони, тії роскоши?.. Або, може, оця гуркотня, оцей гомін, галас, гук, свист, – чи не се та поваба, которою нас манять із тихих хуторів співучих до тої мізерної цивілізації?». [10, С. 310-311] Кроме отличий в образе жизни, Кулиш указывает на большую пропасть в морально-этических качествах жителей села и города: «Не хочемо ми ніяких благ цивілізації, коли, за сі блага, діти наші не вмітимуть із нами, під нашу старість, розмовляти, коли вони нас, а ми їх, через їх велику освіту, не розумітимем! Беріть собі навіки і не пускайте до нас ваших мальованих паничів, що вміють дівочим розумом і серцем, як пахущою квіткою, щодня міняючи, забавлятися! Нехай догнивають у вас по городах тії поскрібки цивілізації, що, мов з домовини упирі, на свіжу кров кидаються! І нехай лучче ми будемо до віку вічного в латаній сіромазі ходити, аніж людськії сльози квартами міряти!» [10, С. 313]

Смерть П. Кулиша была чрезвычайно большой потерей и облетела печальной вестью тогдашнюю периодику. Например, в журнале «Исторический вестник» был напечатан некролог, посвященный Пантелеймону Кулишу, в котором перечислялись все его творческие достижения. Но автор некролога должным образом не оценил Кулиша как украинского деятеля культуры: «Бесспорно, талантливый писатель, страстный археолог и весьма начитанный историк, патриот в истинном смысле слова, П. А. Кулиш потерял многое, уйдя в создание говора, и поныне остающегося искусственной речью кружка писателей, не имеющих распространения в народе. Ученые труды П. А. Кулиша печатались, впрочем, на русском языке и через это имеют несравненно большую ценность, чем его поэзия и беллетристика. После Костомарова и Шевченко, он, бесспорно, может считаться самым крупным из украинофильских писателей» [3, С. 332]. Что ж, как видим, риторика этого некролога – в лучших традициях великодержавного шовинизма, здесь даже любые комментарии излишни.

После смерти П. Кулиша на страницах журнала «Киевская старина» активно публиковалось эпистолярное наследие писателя. Например, в 1904 г. издание опубликовало письма Пантелеймона Александровича к Остапу Вересаю – известному украинскому кобзарю. Письма охватывают период 1856-1866 гг. – именно того времени, когда значительная часть украинской интеллигенции увлекалась народническими идеями, украинской этнографией, открывала для себя красоту народного творчества. Именно Кулиш и стал самым ревностным выразителем народнических идей. Какими же были личные отношения Кулиша и Вересая? Опубликованные письма свидетельствуют об их близком знакомстве. Скажем, в письме от 10 декабря 1856 г. Пантелеймон Александрович вспоминает, как он бывал в доме Вересая, читал ему книги, слушал песни и думы в исполнении этого прославленного кобзаря.

Изюминкой подборки прижизненных изданий Кулиша является двухтомный фольклорно-исторический сборник «Записки о Южной Руси», составленный и изданный Пантелеймоном Александровичем в 1856-1857 гг. в Петербурге.

Писатель начал основательно изучать историю украинского народа с начала 40-х годов. Так на протяжении 1844-1845 гг. Кулиш обошел и объехал всю Киевскую губернию, собирая этнографические материалы, которые затем вошли в «Записки о Южной Руси».

В селах Кулиш общался с простыми людьми, иногда декламировал им величественные кобзарские думы. Этим он восхищал своих слушателей, которым было удивительно, что «пан» знал наизусть сокровища народного творчества.

Человечное отношение этого «пана» к «мужикам» способствовало тому, что крестьяне с большим доверием относились к Кулишу, делились с ним своими проблемами. Писатель даже был вынужден скрываться и тайком уходить от своих новых знакомых, которые распространяли слухи, что это царский сын «ходит в народ», чтобы узнать о нуждах простых людей.

Стоит отметить, что во втором томе «Записок» Кулиш осмелился впервые анонимно напечатать поэму Шевченко «Наймичка». В то время запрещалось даже упоминать имя Тараса Григорьевича, не говоря уже о публикации его произведений. Но П. Кулиш пошел на хитрость. В предисловии к поэме он отметил, что рукопись этого произведения была найдена в альбоме какой-то «малороссийской барышни».

Ценным источником для изучения жизненного и творческого пути Пантелеймона Александровича является труд Бориса Гринченко «П. А. Кулиш. Биографический очерк» (Чернигов, 1899). В этом очерке автор не стремился предоставить исчерпывающую биографию писателя, однако именно Гринченко один из первых изучил жизненный путь Кулиша, приведя главные факты из его жизни и исследуя эволюцию его взглядов.

Конечно, Пантелеймон Кулиш – неоднозначная, но, несомненно, знаковая фигура в украинской культуре. Надеемся, что подборка наших материалов поможет вам, уважаемые пользователи, сформировать собственное отношение к этой выдающейся личности.

 

Елена Фетисова

Источники:

1. Вібе Г. Куліш як гоголезнавець [Текст] / Г. Д. Вібе. – Вінніпег (Канада): Накладом Від. славістики Манітобського ун-ту: Укр. Вільна акад. наук, 1972. – 24 с.

2. Гринченко Б. П. А. Кулиш [Текст]: биогр. очерк / Б. Гринченко. - Чернигов: Тип. Губ. земства, 1899. – 43 c.

3. Куліш П. А.: некролог // Исторический вестник. – 1897, т. 68, апр., С. 331-332.

4. Куліш П. Гоголь, как автор повестей из украинской жизни // Основа. – 1861. – №4. – С. 67-90 (2-ої паг.)

5. Куліш П. Орися [Текст]: іділія / П. О. Куліш. – Київ: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1883. -–16 с.

6. Куліш П. Хмельнищина [Текст]: іст. оповідання / П. О. Куліш. - Петербург: Коштом Ф. І. Чорненка: Дpук. П. А. Куліша, 1861. – 127 с.

7. Куліш П. Чорна рада: хронiка 1663 року / П. О. Куліш. – Київ, Харків: Держлітвидав, 1944. – 164 c.

8. Пчилка О. Письма к Остапу Вересаю П. А. Кулиша и Л. М. Жемчужникова // Киевская старина. – 1904, т. 84, февр., С. 211-228.

9. Сізова К. Дві «Орисі»: семантичні паралелі та зв'язок із фольклорною традицією // Слово і час, 2007. – №7. – С. 83-86.

10. Хуторянин. Листи з хутора. Лист І // Основа. – 1861. – №1. – С. 310-318 (2-ої паг.)

Комментарии

Напишите свой комментарий

Календарь событий

 1 2 3456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031