Коллекция миниатюрных и малоформатных изданий
Из истории миниатюрной книги
Людей книжного мира, пожалуй, не удивить разнообразием форм и форматов книжных изданий. Но, тем не менее, увидев маленькую книжицу, все невольно начинают восторгаться и удивляться тому, как можно было изготовить подобное чудо. И, если книга – творение ума и рук человеческих, продукт эволюции человеческого разума – это чудо, то маленькая книга – двойное чудо. Свидетельством этого являются многочисленные коллекции миниатюрных книг, распространенные по всему миру, и наглядно демонстрирующие мастерство и умение творцов книжной красоты.
Нужно отметить, что мини-книги не предназначены для повседневного использования. В первую очередь мы их рассматриваем как сугубо коллекционные издания, как рукотворное чудо, как продукт человеческой изобретательности, как шедевры полиграфического искусства. Что касается формата мини-книг, то единых параметров до сих пор не определено. В пределах бывшего СНГ миниатюрной считалась та книжка, максимальные размеры которой не превышали 100х100 мм В некоторых Западных странах малый формат не должен превышать 76 мм, в других – 50 мм. Есть еще и микрокниги, максимальный размер которых составляет лишь 10х10 мм.
Из известных книжных микроминиатюр: пословицы на конском и человеческом волосе, изготовленные народным умельцем из Казахстана М. В. Савидовым; книжка-пылинка украинского микроминиатюриста М. Г. Маслюка, которая в 60 раз меньше макового зернышка; наименьший в мире микроскопический (0,6х0,6мм) «Кобзарь» Т. Г. Шевченко на 12 страницах, сшитых паутинкой, с обложкой из лепестков бессмертника, сотворенный известным мастером микроминиатюры Н. С. Сядристым. Страницы этого чуда настолько тонки, что их можно перелистывать лишь кончиком заостренного волоска. В Омском издательстве в 2009 году вышла поэма А. С. Пушкина «Роза», напечатанная на лепестках розы. Таких примеров можно найти множество.
Обращаясь к истории мини-книги, можно услышать эхо веков более чем четырехтысячелетней давности. К ранним формам ее существования историки-книговеды относят миниатюрные глиняные плитки в Вавилоне. Еще во времена античности, по утверждению Плиния Старшего, Цицерон видел рукописный вариант «Илиады» Гомера на небольшом свитке, который можно было разместить в ореховой скорлупе.
Следует отметить, что первые миниатюрные книги были рукописными. В Средние века весьма распространенными были издания религиозного толка – рукописные Библии, часословы, молитвенники. Мини-манускрипты изготовливались по заказу аристократов, членов королевских семей, дворянской знати. После появления первых печатных книг в Западной Европе появились и печатные мини-издания.
По утверждению известного книговеда, академика Е. Л. Немировского одной из старейших мини-инкунабул считается «Майнцский Диурналий» (Dirunale Moguntinum, 65х94 мм), напечатанный в 1468 году готическим шрифтом учеником и последователем Гутенберга Петером Шеффером.
Одной из ранних славянских мини-книг, напечатанных кириллическим шрифтом, считается венецианское издание «Различние потребии» (1572), размером 70х95 мм, изданное Яковом Крайковым из Софии. Сейчас один из трех изданных экземпляров хранится в университетской библиотеке Лейдена (Нидерланды).
Мини-книги были весьма популярны в Германии, Англии и Франции. Из Западной Европы маленькая книга отправилась в славянские страны. Появление первых миниатюрных и малоформатных изданий в России относится к ХVIII веку, но наибольшее распространение их произошло в XIX столетии. Характерно то, что сначала это была детская литература. Впоследствии начали выходить произведения современных авторов, литературные альманахи, песенники и др. Наибольшей популярностью у издателей миниатюрок XIX в. пользовались произведения А. С. Пушкина.
Следует отметить, что первое массовое производство миниатюрных книг в мягких обложках в конце XIX в. (с 1891 по 1895) было налажено на территории Украины. «Южно-Русское книгоиздательство Ф. А. Иогансона» (Харьков, Киев) выпускало мини-издания в серии «Крошка» и «Лилипут». Вышло около трехсот наименований книг размером 55х71 мм и 60х80 мм. Некоторые книги переиздавались по два-три раза. Цена одной книги в мягкой обложке колебалась от 5 до 15 копеек. Книги в мягких обложках были общедоступны. Для состоятельных покупателей предлагались издания в более солидных, твердых переплетах. Цена серии этих книг в твердой обложке составляла 10 рублей.
Источники:
1. Бадалов А.Л. Путешествие в мир микрокниг [Текст]: [миниатюр. изд.] / А. Л. Бадалов; ред., авт. послесл. В. А. Широков; пер. на англ. А. Трошина; фот., худож. оформ. В. Куприянова. – М.: Книга, 1991. – С. 14, 32.
2. Миниатюрное издание [Текст] //Книговедение: энциклопедический словарь /ред. коллегия: Н. М. Сикорский (гл. ред.) и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1982. – С. 350.
3. Миниатюрные и малоформатные издания [Текст]: указ. лит. на рус. яз.1813-1975 гг.: [миниатюр. изд.] / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина, Отд. редких кн.; сост.Е. Л. Немировский; ред. О. С. Чубарьян. – М.: ГБЛ, 1977. – 142 с.
4. Немировский Е.Л. Большая книга о книге: где повествуется о мире книжной культуры и о его подвижниках, список которых открывают в Западной Европе Иоганн Гутенберг, а у нас – Иван Федоров, а также о книгах, изменивших мир, или замечательных своим художественным убранством [Текст]. – М.: Время, 2010. – С. 814.
5. Кравченко В.Ф. Живые свидетели эпохи. Миниатюрные издания [Текст] //Альманах библиофила. – Вып. 17. – М.: Книга, 1985. – С. 270-287.
6. Почтовик П.Д. Споря с фолиантами [Текст]: о собирателях миниатюр. Кн.: в 2 ч. /П.Д. Почтовик. – М.: Кн. И бизнес, 1992 – С. 179. - Ч.1 /предисл. Шувалова С.Г. – 1992. – 320 с.
7. Почтовик П.Д. Споря с фолиантами [Текст]: о собирателях миниатюр. Кн.: в 2 ч. /П.Д. Почтовик. – М.: Кн. И бизнес, 1992 – С. 4-17. - Ч.2 /предисл. Шувалова С.Г. – 1992. – 316 с.
8. Эггер Э. История книги. От ее появления до наших дней: пер. с 3-го фр. изд. с примеч. переводчика. – СПб.: Типогр. д-ра М. А. Хана, 1882. – С. 36-37, 78.