Серийные издания (1917-1921)

Поступательное движение национального возрождения после 1917 года отразилось и в театральной жизни Украины. Вопросами организации Национального театра занялись на государственном уровне. Был образован Театральный отдел при Генеральном секретариате образования УЦР, возглавляемый М.М.Старицкой (1865-1930), актрисой, режиссером и педагогом, автором программы по организации украинского театра.

Уже в августе 1918 года мероприятиями отдела и непосредственными стараниями самой М.М.Старицкой была открыта первая украинская драматическая школа и два новых государственных театра: Государственный драматический театр и Государственный народный театр с украинским репертуаром. А осенью 1918 года создание в Киеве Молодого театра Леся Курбаса сплотило в театральной жизни новые молодые творческие силы. Новые реалии требовали и нового учения. На помощь учебному процессу по театральному делу была начат выпуск специальной серии изданий «Театральний порадник», выходивший в Киеве в течение 1920-1923 годов.

Выпуск серии тесно связан с деятельностью «Дніпросоюза» – Днепровского союза потребительских союзов Украины, основанного в 1917 году. Большой заслугой «Дніпросоюза» можно считать не только его наработки в финансово-экономической сфере, но и в культурно-просветительской. При его содействии издавалось большое количество украинских книг, в частности, учебников, организовывались библиотеки, читальни и театральные кружки.

 Среди изданий «Дніпросоюзу», сохранившихся в фонде библиотеки, – подборка материалов по театральному делу, которые были выпущены в серии «Театральний порадник». В серию вошли издания лекций, которые читали преподаватели инструкторско-режиссерских курсов, организованных при Театральной секции Культурно-просветительного отдела в 1920 году [8].

Художественное оформление всех книг серии выполнено в одном стиле гравером Валентином Бибиковым. Об этом свидетельствует его подпись на обложках всех выпусков.

Верхнюю обложку венчает декоративное украшение в виде заставки со страниц старопечатных книг. Название серии выполнено красной краской, имитирующей киноварь. В центре – изображение фрагмента старинной театральной сцены с колоннами и занавесом. А на задних обложках всех книг серии – издательская марка «Дніпросоюза»: на черном фоне квадрата белое изображение полукруга солнца и спелого колоса, проросшего сквозь землю, с надписью вверху «Дніпро Союз».

Непосредственное знакомство с книгами серии de visu дает представление и об издательской продукции того времени, и о ярких личностях, непосредственно занимавшихся строительством нового украинского театра.

В первую книгу серии вошла работа украинского режиссера и театрального художника Григория Парфеновича Гаевского (1872-1933) «Завдання режисера».2

В 1894 году Гаевский окончил Киевский университет Св. Владимира и музыкальную школу М.Тутковского. Работал режиссером киевских театров: Украинского национального (1917-18), второго драматического театра УССР им. Ленина (1919) и Первого театра УССР им. Т.Шевченко (1920), Театра им. Г.Михайличенко (1921-1925). Он преподавал сценическое искусство в Музыкально-драматической школе Николая Лысенко (1904-1917). С 1918 года был профессором Киевского музыкально-драматического института и преподавал на курсах «Дніпросоюзу» теорию и практику режиссерского мастерства.

В своей работе он освещает вопросы сценического искусства, роль и задачи режиссера и актера в нем. Здесь также рассмотрены методы и стили постановок, совместная работа режиссера с актерами и многое другое. Издание щедро проиллюстрировано и содержит настоящие артефакты – фото декораций известных театральных постановок, сюжетов эстрадных постановок и сцен из спектаклей.

От имени редакции в первой книге даются рекомендации относительно внимательного и тактичного отношения к творческим поискам в области нового украинского искусства, а также обусловливается необходимость самостоятельной творческой работы на местах. Поэтому редакция предлагает считать изданные материалы не учебником по театральному делу, а лишь материалом для самообучения. Как отмечает редакция, «…випуски «Театрального порадника» ні в одній частині своїй не вичерпують питання, полишаючи широку волю для вільного шукання, для самостійної творчости». [2, с. 3].

 

Лекции по мимодраме на инструкторско-режиссерских курсах «Дніпросоюзу» читались Владимиром Владимировичем Сладкопевцевим (1876-1957), актером, писателем, профессором.

Он получил специальность юриста в Московском университете, но с юридической практикой не сложилось. Видимо, перевесила любовь к театру. Сценическую деятельность Сладкопевцев начал в Одессе в 1904 году в антрепризе у А.И.Сибирякова. Затем он работал актером в петербургском театре А.С.Суворина (1907-1917). Его театральная карьера завершилась в 1918 году, но он до конца жизни оставался театральным педагогом. Служба в Киевском музыкально-драматическом институте им. Н.В.Лысенко и преподавания на курсах приходится на 1918-1923 годы.

Работа Сладкопевцева «Вступ до мімодрами», читаемая им на курсах «Дніпросоюза», вошла во вторую книгу «Театрального порадника». Кроме двух основных разделов книги («Вступ до мімодрами» и «Вступ до розвідки про теорію Рутца») она содержит приложения – «Таблицю почувань» и «Словник почувань».

Основным тезисом его работ можно считать обоснование того, что «внутрішнє життя нашої душі виявляється в зовнішньому… У душі кожної людини лежать зерна всіх можливих відчувань, настроїв, переживань, чуттів і пристрастей і треба тільки збудити їх». [9, с. 7-8].

 

В третью книгу данной серии вошли две работы – «Мистецтво актора» актера и режиссера Александра Леонидовича Загарова (Фессинга) (1877-1941) и «Як я працюю над ролею» корифея украинского театра Панаса Карповича Саксаганского (Тобилевича) (1859-1940).

Выпускник Харьковского реального училища А.Загаров продолжил обучение в брюссельском университете, а в 1895 году поступил в драматический класс В.И.Немировича-Данченко при Московском филармоническом училище. Его дебют как актера состоялся в 1898 году на сцене московского Художественного театра. Затем были годы преподавания в Московском филармоническом училище (1907-1917).

С 1917 года Загаров начал жить и работать в Украине: с 1918 года – главным режиссером Государственного драматического театра им. Т.Г.Шевченко, в 1920-1921 годах – профессором Киевского музыкально-драматического института им. Н.В.Лысенко. Именно в тот период он преподавал также на курсах «Дніпросоюзу». Впоследствии в эмиграции он руководил Львовским театром «Руська бесіда» и Ужгородским театром «Просвіти», занимался преподавательской деятельностью во Львовской драматической школе. В 1926 году он снова вернулся в Украину, где работал в Днепропетровске и Харькове, а затем – в театрах РСФСР.

В работе «Мистецтво актора» [4] Загарова поднимаются злободневные вопросы, касающиеся театрального образования и воспитания актера в новом украинском театре, такие как – постоянное самовоспитание и работа над собой, приобретение наблюдательности, что очень важно для актерской деятельности, воспитание широких масс театральным искусством и т.д.

Авторство второй части третьей книги «Як я працюю над ролею» принадлежит П.К.Саксаганскому, выдающемуся украинскому актеру, режиссеру, драматургу и педагогу.

Жизненный путь Панаса (Афанасия) Саксаганского неоднократно пересекался с выдающимися личностями, известными многим херсонцам, такими как – общественным деятелем, благодетелем и меценатом Евгением Чикаленко (1861-1929); украинским поэтом, прозаиком и журналистом, общественным деятелем Александром Тарковским (1862-1924); украинским писателем и драматургом Марком Кропивницким (1840-1910), украинским писателем, театральным и культурным деятелем Михаилом Старицким (1840-1904) и со многими другими.

Формирование талантов и способностей Саксаганского было заложено еще с детства – от матери, из внешнего окружения. Еще школьником он увлекся организацией любительских спектаклей. Его профессиональная театральная жизнь началась на сцене Николаевского театра под руководством М.Кропивницкого и М.Старицкого, где он в 1883 году исполнил роль Возного в пьесе «Наталка-Полтавка».

В период Украинской революции Саксаганский возглавил Государственный народный театр (1918), который ставил исторически-бытовой и классический репертуар. В 1920 году он преподавал на инструкторско-режиссерских курсах Днепросоюза. Там он читал лекции по актерскому мастерству и режиссуре, а также проводил практические занятия.

В его статье,4 включенной в третью книгу серии, изложены взгляды художника на театральное искусство, через воспоминания о собственном жизненном и творческом пути короткими, но яркими штрихами очерчена история развития украинского театра. Раскрыто его собственную систему работы над ролью, сформулированы принципы работы режиссера и актеров, заключающиеся во внимательном и вдумчивом изучении жизни и его реалистичном воспроизведении на театральной сцене.

Автором четвертой книги «Шляхи розвитку українського театру» из серии «Театральний порадник» является известный украинский театральный деятель, театровед Александр Григорьевич Кисель, настоящая фамилия Киселев (1889-1942).

Филолог по образованию, он также проявлял большой интерес к театральному искусству. Любовь к культуре речи и дикции зародилась в нем еще с периода обучения в Черниговской гимназии. После завершения Петербургского университета он работал в гимназиях – сначала Санкт-Петербурга, а затем Киева. Здесь же в Киеве с 1918 года он начал читать курс истории украинского театра и драмы в Киевском музыкально-драматическом институте им. Н.Лысенко и на инструкторско-режиссерских курсах «Дніпросоюза».

И где бы ни работал Александр Григорьевич, вся его жизнь была связана с театром. В 1920-х годах он учительствовал на Житомирщине, но и там создал театральный кружок, где был одновременно и режиссером, и актером. На 1920-1922 годы приходится время его работы в Институте украинского языка ВУАН, где он также возглавил театральную секцию, работал он и в театральном музее ВУАН. *

Его судьба, как и судьба большинства украинских культурных и общественных деятелей той эпохи, не была милостивой. В 1937 году он был репрессирован, а в 1942 году погиб в концлагере.

А.Г.Кисель автор нескольких печатных работ о театре, а также журнальных публикаций на тему театрального искусства. В работе «Шляхи розвитку українського театру» он определяет основные этапы его зарождения и становления. Дает характеристику репертуара бытового театра XIX – начала ХХ в. и освещает творчество известных театральных трупп и деятельность корифеев украинского театра. В этой работе театровед положительно оценивает первые шаги новообразованных театральных институтов революционного периода (1917-1921 гг.), а также объективно оценивает причины поражения революции. Однако выражает надежду, что «… український театр зможе піднятися на велику художню височінь», а запорукою цьому будуть «… молоді талановиті сили серед діячів театру і воля до життя, яку виявив український народ за часи революції…». [5, c. 26].

В 1920 году «Дніпросоюз» был ликвидирован. Последняя пятая книга серии была издана в 1923 году уже его последователем – издательством «Книгоспілка». В фондах нашей библиотеки последний выпуск отсутствует. Сейчас эти книжные памятники являются ценным материалом для изучения не только истории книгоиздания в Украине, но также истории украинского театра и театрального образования первой четверти ХХ века. 

*ВУАН – Всеукраїнська Академія Наук

Джерела і література:

1. Бобошко Ю. М. Театральний порадник / Ю. М. Бобошко // Українська радянська енциклопедія. – 2-ге вид. – Київ, 1984. – Т. 11, кн. 1. – С. 173.

2. Гаєвський Г. Завдання режисера / Г. Гаєвський. – Київ : Вид-во Дніпросоюзу. 7-а Рад. Друк., 1920. – 96, ІV с. – (Театральний порадник ; т. 1, кн. 1).

3. Голобуцький П. В., Зорька О. В. Кисіль Олександр Григорович / П. В. Голобуцький, О. В. Зорька // Енциклопедія історії України : у 10 т. / редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. ; Інститут історії України НАН України. – Київ : Наук. думка, 2007. – Т. 4 : Ка – Ком. – С. 304.

4 Загаров О. Мистецтво актора / О. Загаров. Як я працюю над роллю / О. Саксаганський. – Київ : Вид-во Дніпросоюзу. Друк Дніпросоюзу №1, 1920. – 36 с. – (Театральний порадник ; кн. 3).

5. Кисіль О. Шляхи розвитку українського театру / О. Кисіль. – Київ : вид-во Дніпросоюзу ; [7-а Рад. друк.], 1920. – 27 с. – (Театральний порадник ; кн. 4).

6. Корифеи украинской сцены : [критико-биогр. очерки] : (с 8 портр.). – Киев : Тип. Петра Барского, 1901. – 192 с., [8] л. портр. – В содерж. очерки: Кропивницкий М. Л., Старицкий М. П., Карпенко-Карый И. К., Лысенко Н. В., Заньковецкая М. К., Затыркевич-Карпинская А. П., Тобилевич-Садовский Н. К., Тобилевич-Саксаганский А. К.

7. Піснячевський К. Кооперація : [про діяльність Дніпросоюза] /К. Піснячевський. // Енциклопедія українознавства / Наук. т-во ім. Шевченка ; під голов. ред. Володимира Кубійовича і Зенона Кузелі. – Мюнхен ; Нью-Йорк : Молоде Життя, 1949. – Т. 1, [ч.] 3 / післясл.: В. Кубійович, З. Кузеля. – 1949. – С. 1113

8. Полякова Ю. Ю. Видання серії «Театральний порадник» та їх читацьке призначення / Ю. Ю. Полякова // Стародруки і рідкісні видання в університетській бібліотеці : матеріали ІІІ Міжнародних книгознавчих читань (м. Одеса, 15-17 верес. 2015 р.) : зб. ст. / упоряд. : М. В. Алєксєєнко, О. В. Суровцева ; відп. ред. М. О. Подрезова ; бібліогр. ред. Г. В. Великодна ; Одес. нац. ун-т ім. І. І. Мечникова, Наук. б-ка. – Одеса : ОНУ, 2016. – C. 228-242.

9. Сладкопєвцев В. Вступ до мімодрами / В. Сладкопєвцев. – Київ : Вид-во Дніпросоюзу. Друк. й нотодрукарня Дніпросоюзу, 1920. – 115 с. – (Театральний порадник ; кн. 2).

Комментарии

Напишите свой комментарий

Календарь событий

      1
234 5 678
910 11 12131415
16171819202122
23242526272829
30