Главная Книговедческая мозаика Из истории развития книжных оправ

Из истории развития книжных оправ

28.04.2020 11:43

Самым интересным структурным элементом старых книг является оправа. Она восхищает мастерством художественного исполнения и богатством украшений. 

Переплетное дело возникло значительно раньше, чем книгопечатание. Прототипом оправы можно считать диптих – деревянные, костяные или металлические дощечки, соединенные между собой шнуром или тесьмой. Внешняя сторона диптихов была гладкой или украшалась резьбой, а внутренняя сторона покрывалась воском, на котором можно было наносить текст. Древние римляне и греки пользовались диптихами как записными книжками.

С утверждением христианства в Римской империи диптихи начали использовать в качестве переплетных досок для священных книг. Для этого их обделывали в богатые золотые оклады, украшенные драгоценными камнями и эмалью. Древние диптихи до нас дошли благодаря тому, что им нашли применение в христианской церкви.

В общем этапы развития оправы тесно связаны с основными периодами истории книги. Исследовательница И. Сынкова выделяет три этапа: эпоха рукописного кодекса, эпоха книгопечатания и эпоха развития машинно-фабричного полиграфического производства [2, С. 18].

В эпоху рукописного кодекса, которая делилась на античный и средневековый этапы, книги часто изготавливали для конкретного заказчика, поэтому каждая книга и оправа были уникальными. В эпоху книгопечатания (от начала его возникновения до второй трети XIX в.) в полиграфии использовалась ручная работа, в частности в изготовлении бумаги и оправ. Технологическое упрощения процесса изготовления книг обусловило одновременно увеличение количества печатной продукции и снижения цен на книги и оправы. Это способствовало появлению новой профессиональной группы, которая занималась изготовлением оправ. До этого оправы изготавливали в мастерских при монастырях или университетских скрипториях.

В эпоху развития машинно-фабричного полиграфического производства (вторая половина XIX-начало ХХ в.) массовое производство книг требовало новых способов и приемов переплетного дела. В ХХ в. книги начали изготавливать в переплете. Ручное изготовление оправы перешло в сферу декоративно-прикладного искусства, за исключением работ, связанных с ремонтом и реставрацией оправы.

Знание этих основных этапов развития оправы поможет правильно использовать термины «оправа», «переплет», «обложка», которые, на первый взгляд, могут показаться синонимами. Украинский исследователь Виктор Соколов отмечает, что эти понятия необходимо различать. Так термин «оправа» стоит использовать для характеристики древних оправ (до XVIII в. включительно), сделанных вручную, с применением специальной технологии. Понятие «переплет» необходимо употреблять для характеристики издательских оправ, возникших с появлением фабричного производства в конце XVIII - начале XIX в., когда процесс механизировали, а крышки оправы создавали отдельно от формирования книжного блока. Термин «обложка» целесообразно использовать в значении защитного покрытия из тонкого картона, бумаги или пленки, которое не предназначается для длительного применения [2, с.17].

На украинских землях переплетное дело начало развиваться с распространением христианства в XII-XIII вв. По приказам князей для книг создавали дорогие оправы, украшенные миниатюрами, буквицами и другими художественными элементами. К сожалению, книг этого периода сохранилось очень мало, самые известные из них – Остромирово Евангелие (1056-1057), Изборник Святослава (1073), Мстиславово Евангелие (ок. 1117).https://museum.lib.kherson.ua/files/museum/Image/museum/2020-Z_istorii_opravu/John_Miltons_Paradise_Regained.jpg

Оправы рукописных книг, украшенные слепым тиснением на коже, появились в Украине в XII в., а тиснением золотом – в середине XVI в. Оправы из кожи с золотым тиснением были наиболее распространенными. Крышки оправы восточнославянских книг «имели оформления в виде прямоугольной простой или сложной рамки, которая идет по периметру, обрамляя внутреннее поле, которое украшалось в зависимости от моды и традиций, характерных для определенной переплетной мастерской, типографии или скриптория» [2; С.19]. Наибольшее развитие украинское переплетное дело приобрела в ХVІ- первой половине XVIII в., известные мастерские действовали во Львове, Киеве, Чернигове.

Оправа является одним из структурных элементов книги. Хотите узнать, из которых еще элементов состоит книга? Посмотрите наш видеоролик.

Елена Фетисова

Источники:
1. Анисимов В. Книжный переплет: краткий конспект по истории и технике переплетного дела. – Петербург: Государственное издательство, 1921. – 92 с.
2. Соколов В. Історико-теоретичні засади вивчення розвитку оправ та інтролігаторства в Україні в контексті еволюції європейського палітурного мистецтва // Вісник Книжкової палати. – 2014. – №8. – С. 17-20.
Иллюстрации:
Milton, John: Paradise Regained [Электронный ресурс] ] – Режим доступа: https://www.britannica.com/topic/bookbinding/images-videos (дата обращения 28.04.2020). – Заголовок с экрана.
Остромирово Евангелие [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://surl.li/ceuq (дата обращения 28.04.2020). – Заголовок з екрану.

Комментарии

Напишите свой комментарий

Календарь событий

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031