Главная Книговедческая мозаика Труды Бориса Гринченко в фонде Гончаровки

Труды Бориса Гринченко в фонде Гончаровки

13.10.2021 15:14

Гринченко Борис Дмитриевич – выдающийся украинский писатель, педагог, фольклорист, языковед, лексикограф, публицист, издатель и общественный деятель конца XIX-начала XX века, организатор общества «Просвіта», соучредитель Украинской радикальной партии, один из основателей «Братства тарасівців» и Всеукраинского союза учителей. Также известен как редактор ежедневного издания «Громадська думка». Он является автором первых учебников по украинскому языку и составителем знаменитого четырехтомного «Словаря української мови».

Жизнь и деятельность Бориса Гринченко для многих поколений служит примером подвижничества в вопросах украинской культуры и национальной идеи. Пожалуй, наиболее точно о нем высказался украинский писатель Николай Чернявский: «Більше працював, ніж жив» [1].

Всю жизнь Борис Гринченко работал во имя создания национальной школы и определил научные подходы к организации школьного обучения. Он заложил основы отечественной педагогики. Его перу принадлежит учебник «Українська граматика до науки читання й писання», который впервые увидел свет в Киеве лишь в 1907 году, после отмены притеснений родного печатного слова. В Херсонской областной универсальной научной библиотеке им. Олеся Гончара сохраняется второе издание этой грамматики 1917 года. Оно появилось в киевской типографии общества «Криниця». Имеет на титульном листе служебную запись: «В закрытый фонд как устаревшую». В послесловии «До вчителів», кроме советов по методике работы с учебником, автор раскрывает историю его написания. А именно: рассказывает, что составил «Українську граматику до науки читання й писання» задолго до ее издания. «Тоді не вільно було друкувати ніяких українських книжок до науки дітям чи дорослим…» [3]. Известно, что с осени 1887 г. по сентябрь 1893 г. Борис Гринченко вместе с молодой женой Марией (в девичестве Гладилиной), по специальности – учительницей, жил на Донбассе, в селе Алексеевке Луганской области, и работал сельским учителем в народной школе известной украинской писательницы и педагога, организатора народного образования Кристины Алчевской. Обучение в частной школе проводилось на русском языке, и все учебники в то время были русскоязычные. Поэтому Борису Гринченко пришлось составить собственный букварь «Українська граматика до науки читання й писання» (1888 г.). В этом учебнике он лично написал печатными буквами украинский алфавит и тексты для чтения. По этому рукописному букварю, вопреки царскому запрету, нелегально обучал своих учеников и собственную четырехлетнюю дочь Анастасию чтению и письму на родном украинском языке. Сначала крестьяне подозрительно относились к новому учителю, присматривались. Их удивляло, что супруги Гринченко разговаривают «по-мужицки».

Учебник «Українська граматика до науки читання й писання» состоит из трех частей: первая – азбучная – содержит 29 уроков, посвященных изучению определенной буквы. К каждой новой букве дается рисунок, несколько слов, предложений и рассказов. Сам писатель отметил, что буквы расположены в таком порядке: от самых легких для произношения звуков – до более сложных. Вторая часть была хрестоматией текстов для чтения. Автор собрал в ней басни, рассказы, поговорки, загадки, остроты под названием «Читання після азбуки». Третья часть посвящена правописанию. Она включает написанные каллиграфически различные элементы букв, сами буквы (как большие, так и маленькие) и отдельные слова. Следует заметить, что в учебнике Борис Гринченко дает автопортрет Тараса Шевченко в шапке и кожухе (1860 г.), короткую биографическую справку о Кобзаре и его стихи [3], что свидетельствует о большом внимании педагога к патриотическому воспитанию детей. Это подтверждается также иллюстративным материалом к заданиям, размещенным на страницах грамматики. Например, для анализа Б. Гринченко предлагает такие предложения: «Україна – наша мати», «У рідному краї краще, ніж на чужині», «Наша дума, наша пісня не вмре, не загине», «Наша мила Україна – то наш рідний край», «Українська мова – наша рідна мова» [3]. «Українська граматика до науки читання й писання» до сих пор считается самой выдающейся работой Бориса Гринченко-педагога.

Свои педагогические взгляды Борис Гринченко также изложил в труде «Перед широким світом». В редком фонде нашей библиотеки хранится его прижизненный экземпляр, увидевший свет в 1907 году в Киеве. Работа состоит из двух частей. В первую – «Книга на селі» – вошли результаты изучения, социологическое исследование автора о народном чтении, о влиянии книги на сельского читателя. Эти материалы были впервые напечатаны в журналах «Зоря»» и «Нова громада». Вторая часть – «Народний театр» – ранее была обнародована в «Літературно-науковому віснику». Сборник напечатан с изменениями и дополнениями автора.

Борис Гринченко сотрудничал и с многочисленными галицкими журналами («Світ», «Зоря», «Правда», «Діло», «Народ», «Зеркало», «Учитель», «Дзвінок», «Літературно-науковий вісник»), и с надднепрянскими («Радою», «Київською старовиною»). В историческом журнале «Київська старовина» (1884-1906гг.) напечатано 16 его работ: статей, заметок, рецензий и литературных произведений. В фонде Гончаровки сохраняется ряд этих работ Б.Гринченко.

Борис Дмитриевич Гринченко относится к наиболее выдающимся представителям украинского просветительства. Его деятельность в свое время высоко оценил украинский историк литературы, академик Сергей Ефремов: «Грінченко був не тільки видатною особою, він також громадський діяч, письменник і символ цілої епохи» [1].

Источники:

1. Єфремов Сергій. Історія українського письменства / С. Єфремов. – Київ: Феміна, 1995. – 688 [504],[385] с.

2. Грінченко Борис. Перед широким світом / Б. Грінченко. – Київ : З друк. С.А.Борисова, 1907. – 320 с.

3. Грінченко Борис. Українська граматика до науки читання й писання / Б. Грінченко. – Київ : Криниця, 1917. – 64[61], [50], [27], [30], [36]с.

 Дина Бондаренко

Календарь событий

  123 4 5
67 8 9101112
13141516171819
20212223242526
2728293031