Главная Книговедческая мозаика Мелодии украинских народных дум

Мелодии украинских народных дум

17.07.2021 14:12

Завершая серию публикаций об украинских думах, сегодня хотелось бы рассказать о весьма важном событии в украинской музыкальной фольклористике начала ХХ в.

В 1908 г. по инициативе Леси Украинки и ее мужа Климента Квитки была организована музыкально-этнографическая экспедиция в Полтавскую область с целью записи народных дум в исполнении кобзарей на фонограф. Поэтесса профинансировала этот проект, но пожелала сделать это анонимно, поэтому она «так і не відкрила свого інкогніто до кінця життя, і в публікації дум, записаних її коштом, вона фігурує тільки як одна з помічниць в організаційній роботі, як авторка кількох фонографічних записів» [3; С. CLXXVII].

В те времена идея записи народных певцов на фонограф была чрезвычайно актуальной, поскольку аутентичная кобзарская манера игры и пения начала вытесняться концертным кобзарством. Поэтому семья Квиток пыталась найти специалиста, который бы, во-первых, мог усвоить настоящую кобзарскую манеру пения и игры от народного певца, а, во-вторых, принялся за дело фонографической записи дум и подготовки их издания. Письма с предложением возглавить экспедицию были направлены в Музыкально-этнографическую комиссию при Московском обществе любителей естествознания, географии и антропологии и в этнографическую комиссию Научного общества им. Т. Шевченко во Львове. Подходящей кандидатурой стал Филарет Колесса (1871-1947) - украинский этнограф, фольклорист, композитор. Именно он в июле 1908 г. отправился в музыкально-этнографическую экспедицию в Миргород.

Неоценимую помощь Филарету Колессе предоставил украинский художник и этнограф Афанасий Сластион, который знал лично многих кобзарей и уже имел опыт записи народных дум на фонограф. Материалы, которые собрал Колесса во время экспедиции, а также записи, сделанные А. Сластионом, Лесей Украинкой и. К. Квиткой, были напечатаны в двух томах сборника «Мелодії українських народних дум» (Львов, 1910; 1913). Однако, к сожалению, этот труд не получил необходимого общественного резонанса и несмотря на лозунги о консервации народных дум, охрану кобзарского искусства, не нашлось меценатов, которые продолжили бы начинание Леси Украинки. Стоит отметить, что процесс записи песен, а особенно прослушивания фонограмм, до глубины души поражало самих кобзарей, о чем А. Сластион вспоминал так: «Звичайно се на нього робить велике вражіння, губи починають тремтіти, з незрячих очей виступають сльози, і він не може здержати нервового хлипання, що іноді переходить у справжній ревний плач» [3; С CLXXXI].

К обоим томам «Мелодій українських народних дум» Филарет Михайлович написал вступительные статьи с биографиями и характеристикой творчества кобзарей, показал разницу между мелодиями народных дум и мелодиями украинских народных песен. В фонде редких и ценных изданий нашей библиотеки хранится второй том этого труда, в котором размещены сведения и репертуар Ивана Скубия, Николая Дубины, Семена Говтваня, Гната Гончаренко, Степана Пасюги, Ивана Кучеренко, Петра Древченко. Издание дополнено уникальными фотографиями кобзарей.

Сегодня послушать раритетные записи украинских народных дум может каждый желающий, ведь благодаря проекту Общественной организации «Викимедиа Украина» и гранта от Фонда Викимедиа удалось оцифровать большую часть аудиозаписей кобзарей и лирников, которые в разные годы сделали А. Бородай, А. Сластион, Ф. Колесса супруги Квиток.

Елена Фетисова

Источники:
1. Матеріали до української етнології. Т. 14 : Мелодії українських народних дум. Серія 2 / Етногр. коміс. наук. т-ва ім. Шевченка ; списав по фонографу і зредагував Ф. Колесса. – Львів : З друк. Наук. т-ва ім. Шевченка. – 1913. – 2, XXXVI, 2, 195, 2, 43 с.
2. Олійник С. Із сивої давнини // Музика. – 2014. - №5. – С. 38-40.
3. Українські народні думи : том перший корпусу / Вступ К. Грушевської. – Київ : Державне видавництво України, 1927. – 50 с.
4. Шуст Я. Ф. М. Колесса. – Київ: Мистецтво, 1955. – 60 с.

Календарь событий

  12345
6 7 8910 11 12
13 14 1516171819
20212223242526
27282930