Главная Книговедческая мозаика К 510-летию со дня рождения Ивана Федорова
Приглашение в Музей

К 510-летию со дня рождения Ивана Федорова

02.04.2020 14:55

В этом году исполняется 510 лет со дня рождения известного славянского книгопечатника Ивана Федорова ([15?]-1583), который издал знаменитый львовский Апостол и Букварь - первые точно датированные украинские старопечатные книги. Однако сама юбилейная дата является достаточно условной, ведь о Федорове сохранились такие скупые биографические данные, что мы даже не знаем точной даты его рождения. Считается, что он родился в период между 1510-1530 годами. Достаточно условным и дискуссионным является также «титул» первопечатника, с которым ассоциируется фамилия Федорова. Но обо всех этих спорных моментах - по порядку. 

Биография Ивана Федорова

Как мы уже упомянули, об Иване Федорове сохранилось очень мало биографических данных. Большинство ученых склоняются к мнению, что Федоров по национальности был русским, хотя существуют версии о его белорусском и польском происхождение. Так, исходя из геральдической трактовки печатного знака Федорова, некоторые исследователи предполагают, что печатник мог происходить из мелкой западно-белорусской или полесско-подляшской шляхты.

В актах Краковского университета сохранилась запись об Иване Федорове, который в 1532 г. получил звание  бакалавра свободных искусств. Но опять же, мы не можем утверждать с полной уверенностью, что это был именно «наш» Иван Федоров, а не какой-либо другой человек с таким же именем и фамилией.

В 1550-х годах Федоров занимал должность диакона церкви Николы Гостунского в московском Кремле. Здесь же, в Москве, при содействии митрополита Макария и царя Ивана Грозного, Иван Федоров с Петром Мстиславцем основали типографию. В 1564 году вышла в свет первая российская точно датированная книга - московский «Апостол». Через год Федоров издал два «Часослова». Но московские создатели рукописной книги видели в книгопечатании серьезную конкуренцию, потому первопечатников начали обвинять в еретизме.

Или из-за интриг местного духовенства, или из-за желания Ивана Грозного распространить православие за пределами Московского государства, Федоров и Мстиславец покинули Москву и отправились в Заблудов, где на протяжении 1568-1570 гг. работали в типографии гетмана Великого княжества Литовского Григория Ходкевича. Здесь они совместно издали «Учительное Евангелие» (1569), далее Петр Мстиславец перешел работать в виленскую типографию, а Федоров, издав в 1570 г. "Псалтырь" с "Часословом", отправился во Львов. Любопытно, что гетман Ходкевич намеревался подарить Федорову участок земли, чтобы тот мог заниматься сельским хозяйством, но печатник отказался, ведь не видел в этом своего призвания.

Для основания типографии И. Федорову нужны были средства, которые он собрал благодаря местным ремесленникам. В частности львовский мастер по изготовлению седел Сенько Каленикович занял Федорову 700 золотых и позволил печатнику длительное время бесплатно жить в своем доме. Но этого оказалось недостаточно. Чтобы осуществить задуманное, печатник вынужден был заложить все свое имущество, книги, мастерскую с инструментом. И только после этого его намерение воплотилось в жизнь. 15 февраля 1574 г. появился львовский «Апостол». Его тираж – около 1000 экземпляров. В этом году, но без указания числа и месяца, Федоров опубликовал «Букварь», ставший первым печатным восточнославянским учебником. Из всего тиража «Букваря» до нас дошел только один экземпляр, который был обнаружен в тридцатых годах ХХ ст. в библиотеке Гарвардского университета в США.

Издание «Апостола» и «Букваря» обошлось Федорову достаточно дорого, поэтому он не мог вовремя погасить долги. Такое тяжелое положение заставило печатника в 1575 г. перейти на службу к князю Константину Василию Острожскому, который назначил его управляющим имений Дерманского монастыря на Волыни. Впоследствии Федоров переехал в Острог и там в замке К. Острожского оборудовал типографию. В 1580-1581 гг. вместе со своим сыном издал знаменитую "Острожскую Библию" – первую печатную полную славянскую Библию.

После завершения работы над «Библией» Федоров оставил Острог и вернулся во Львов. Причина переезда неизвестна. Возможно, между Федоровым и князем Острожским произошли какие-то недоразумения по поводу распределения и продажи книг «Библии». Во Львове Федоров взялся за изготовление нового печатного станка и набора новых шрифтов. К сожалению, Федорову не суждено было издать новые книги. Находясь постоянно в долгах, нужде и нищете, печатник тяжело заболел и умер 16 декабря 1583 г.

Иван Федоров – первопечатник или основатель постоянного книгопечатания в Украине?

На сегодняшний день в вопросе, кто же положил начало книгопечатания в Украине, ученые не могут прийти к согласию. Современный украинский исследователь Николай Тимошик (род. 1956) в своей работе «История издательского дела» (Киев, 2007) выдвигает 4 концепции зарождения отечественного книгопечатания. Согласно первой российской (советской) концепции отсчет украинского книгопечатания ведется с 1574 г., когда был издан Апостол Ивана Федерова. До этого, в 1564 г., Федоров основал книгопечатание в Москве. То есть эта концепция указывает на то, что в Украину книгопечатание пришло из России.

Согласно концепции западных ученых книгопечатание пришло в Украину с Запада, и существовало задолго до прибытия Федорова во Львов. Скажем, польский исследователь Е. Бандтке (1768-1835) в своем многотомном труде «История типографий в Королевстве Польском и Великом Княжестве Литовском, и в краях зарубежных, где польские дела творились» отдельный раздел отвел вопросу зарождения и развития книгопечатания во Львове. В частности, ученый отметил: «Іван Федоров не зложив, а обновив тут друкарню руську р. 1573». [7]

Иван Огиенко (1882-1972) в своем труде «История украинского книгопечатания» (Львов, 1925) разработал собственную концепцию. Исследователь выделил два периода развития украинского печатного дела: 1 – за пределами этнической украинской территории; 2 – собственно на украинской территории.

Первые украинские печатные книги появились за рубежом. В 1491 г. по заказу украинской общины немец Швайпольт Фиоль напечатал в Кракове кириллическим шрифтом "Часослов" и "Октоих". Общая стилистика оформления, языковые и правописные особенности этих изданий указывают на первоисточники, из которых составлялись эти книги. Речь идет о рукописях XIV-XV вв. Грушевского монастыря (ныне – Тячевский район на Закарпатье).

Первой печатной книгой на территории Украины Иван Огиенко называет «Учительное Евангелие», которое в г. в Заблудове издал Иван Федоров. Этот городок в те времена находился на украинско-белорусской приграничной территории, где преобладало украинское население. Поэтому ученый отнес эту книгу к сокровищнице украинской культуры. Так, согласно концепции И. Огиенко, украинское книгопечатание зародилось в 1491 г. – на 83 года раньше, чем предлагает российская концепция.

Концепция О. Мацюка (1932-1999) и А. Запаско (1923-2007).

В советское время большой резонанс получила статья Ореста Мацюка «Было ли книгопечатание в Украине до Ивана Федорова?». В своем исследовании ученый обнародовал два документа, которые засвидетельствовали существование типографии во Львове еще в 1460 г. В первом документе – обращении монахов Львовского Василианского монастыря Святого Онуфрия к фискальной коллегии – изложена просьба принять меры для возвращения их монастырю провизорами ставропигийского братства разного имущества, в частности типографии, принадлежавшей монастырю. Эта типография была подарена монастырю в 1460 г. Степаном Дропаном.

Во втором документе – пояснительной записке провизоров ставропигийского братства – доказывается, что типография Степана Дропана на законных основаниях является собственностью братства, а не монастыря. Проанализировав эти и другие архивные источники, Орест Мацюк делает вывод, что во Львове существовала типография уже в 1460 г., а Степан Дропан был зачинателем украинского книгопечатания.

Другой известный украинский ученый Аким Запаско также допускал существование типографии в Украине в дофедоровский период: «Звичайно, така рання поява друкарства в Україні, зокрема у Львові, дещо несподівана, адже друкарня Степана Дропана була другою в Європі після гутенбергівської. Але, якщо взяти до уваги високий рівень економічного і культурного розвитку Львова на той час, його тісні зв’язки з західними, зокрема безпосередньо з німецькими, містами, про що є багато свідчень (наприклад, до середини ХVІ століття папір до Львова доставлявся майже винятково з німецьких і польських паперових млинів), то стає зрозумілою поява книгодрукування у Львові раніше інших міст Європи». [7]

Противники существования украинской печатной книги до 1574 г. приводят один весомый аргумент – отсутствие украинских старопечатных книг, в которых бы четко указывались год и место издания. Однако на первых печатных книгах достаточно часто отсутствовали выходные данные. Поэтому во внимание следует принимать другие критерии, которые помогают определить «возраст» старопечатных книг: стилистические и лексические особенности издания; наличие диалектизмов в произведениях; исследования художественных заставок, инициалов, различных знаков.

Подытоживая все упомянутые выше концепции, Николай Тимошик делает вывод, что украинское книгопечатание возникло в 1460 г., а украинским первопечатником следует считать Степана Дропана. Но это не умаляет весомый вклад деятельности Ивана Федорова в сокровищницу украинской культуры. Поэтому целесообразнее называть Федорова не первопечатником, а основателем постоянного книгопечатания на украинских землях.

Елена Фетисова

Источники:
1. Галактионов И. Первопечатник Иван Федоров. – Петербург: Тип. им. И. Федорова, 1922. – 88 с.
2. Запаско Я. Мистецька спадщина Івана Федорова. – Львів: Вища школа, 1974. – 224 с.
3. Запаско Я. Першодрукар Іван Федоров. – Львів: Каменяр, 1964. – 109 с.
4. Ісаєвич Я. Першодрукар Іван Федоров і виникнення друкарства на Україні. – Львів: Вища школа, 1975. – 151 с.
5. Мацюк О. Чи було книгодрукування на Україні до Івана Федорова // Вісник Книжкової палати. – 2014. - №1. – С. 28-33
6. Огієнко І. Історія українського друкарства. – Київ: Наша культура і наука, 2007. – 536 с.
7. Тимошик М. Історія видавничої справи [Електронний ресурс]. – https://cutt.ly/btUZTb7 (дата обращения 02.04.2020) – Заголовок с экрана.
Иллюстрации:
1. Портрет И. Федорова художника И. Томашевича [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cutt.ly/ctULVa8. (дата обращения 02.04.2020). - Заголовок с экрана.
2. [Острожская библия, о ней] //Глебова Е. «Книги бо суть реки…» //Е. Глебова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.slovoart.ru/node/810 (дата обращеия 02.04.2020). – Заголовок с экрана.
3. [Апостол І.Федорова, о нем] [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://u.to/gIL6Fw (дата звернення 02.04.2020). –Заголовок с экрана.

Календарь событий

    123
4 567 8 910
11 12 13 14 15 1617
18 19 20 21 22 2324
25 2627 28 29 3031