Главная Книговедческая мозаика Древнее украинское искусство

Древнее украинское искусство

22.09.2020 13:32

Особое место в коллекции «Украиника» нашей библиотеки принадлежит книге Федора Шмита (1877-1937) «Искусство старой Руси-Украины» (Харьков, 1919). К написанию труда автора побудило прежде всего плачевное состояние многих памятников искусства.

По мнению Шмита, даже его образованные современники не умели ценить искусство. Хотя среди интеллигенции и было немало людей, которые коллекционировали антиквариат, однако они делали это для собственного эстетического удовольствия, а не потому, что понимали, что в старинном искусстве – наша национальная история: «Коли б ми се визнавали, ми б не збирали егоїстично кожен для себе, не замикали б у приватних квартирах те, що повинно бути громадською власністю; ми не дивилися б байдуже на старечо уряжені наші музеї, а несли б у музеї і колекції свої, і гроші; ми б не потерпіли, щоб наука про старовинне мистецтво, вся робота по розслідуванню та виданню пам’яток була паралізована недостачею коштів; ми б подумали про те, що пам’ятки повинні бути врятовані чого б то не коштувало, хоча й би публікацією точних, повних і докладних репродукцій та видань пам’яток, що можуть бути в розпорядженні спеціалістів, навіть коли самих пам’яток не буде» [2, С.94].

Книга «Искусство старой Руси-Украины» в свое время была актуальной по нескольким причинам. Во-первых, она была написана доступным для широких масс читателей языком. Во-вторых, продавалась по умеренной цене, поэтому книгу имели возможность приобрести «люди из народа».

В своей работе Шмит рассмотрел вопрос, как культуры других народов повлияли на украинское искусство. Подал характеристику украинской деревянной архитектуры, старинных церквей Чернигова и Киева. Наиболее подробно Федор Иванович остановился на описании Софийского собора в Киеве, характеристике его архитектуры, внутренней отделки, росписи.

Интересной личностью является и сам автор книги – Федор Шмит. Будущий ученый родился 15 мая 1877 г. в Петербурге. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Был стипендиатом Российского археологического института в Константинополе, работал ученым секретарем Петербургского университета.

Жизнь и научная деятельность Федора Ивановича тесно связана с Украиной. На протяжении 1912-1920 гг. возглавлял кафедру теории и истории искусств историко-филологического факультета Харьковского университета. Преподавал историю искусства народов Древнего Востока, балканских стран, историю византийского и христианского искусства. Работая в Харькове, Шмит создал теорию циклического развития искусства. Именно в этот период Федор Иванович заинтересовался психологией изобразительного искусства, музееведением, детским рисунком, историей искусства Украины, проблемами охраны памятников искусства и старины, археологией. В 1921-1924 гг. занимал должность председателя Археологической комиссии и Археологического комитета Академии наук УССР, директора Киевского археологического института.

Затем снова переехал в Россию. Был директором Российского института истории искусств в Ленинграде (1924-1930 гг.). В 1933 г. арестован и отправлен в ссылку в Среднюю Азию. В 1937 г. Ученого арестовали второй раз и приговорили к расстрелу как «врага народа».

Елена Фетисова

Источники:
1. Історики Харківського університету: бібліографічний довідник (1905-2013 рр.) / уклад. О. М. Богдашина, В. І. Бутенко, С. Р. Марченко [та ін]; відп. ред. проф. С. І. Посохов. – Харків: ХНУ імені В. Н. Каразіна, 2013. – 284 с.
2. Шміт Ф. Мистецтво старої Руси-України. – Харків: Вид-во «Союз» Харків. Кредит. союзу кооперативів, 1919. – 99 с.

Календарь событий

    1 234
5 67891011
12 13 1415161718
19 20 2122232425
26 2728293031