Главная Книговедческая мозаика Из истории ксилографической печати

Из истории ксилографической печати

22.05.2020 10:02

Переход от рукописной книги к печатной был достаточно длительным процессом. Различные прототипы печатного процесса (отпечатки со штампов и выпуклых форм, набойка ткани, ксилография, гравюра на металле) готовили почву для возникновения книгопечатания. Первым способом механического размножения книг была ксилография (от греч. xylon - срубленное дерево и grapho – пишу, рисую) – гравюра на дереве, один из видов выпуклой гравюры [2, С. 88].

Изготовление ксилографии было достаточно длительным и трудоемким процессом. Отшлифованную поверхность доски покрывали клейким слоем. Затем на ней размещали тонкую бумагу с предварительно нарисованным изображением и прижимали его так, чтобы на поверхности доски остался отпечаток рисунка в зеркальном отражении. Контуры этого рисунка и буквы обрезали специально заостренными ножами так, чтобы штрихи и пятна, которые потом отразятся на бумаге, стали выпуклыми, а промежутки между штрихами – углубленными.

Ксилография появилась в Китае. Еще в VII в. в буддийских монастырях начали делать отпечатки рисунков и текстов на бумаге из деревянных гравированных досок. Благодаря этому способу тиражировались тексты философа Конфуция, молитвы и заклинания. Кроме ксилографических свитков религиозного характера, большим спросом пользовались различные календари, гадальные книги, учебные пособия. Древнейшим китайским ксилографическим свитком является «Алмазная Сутра» – индийское произведение в китайском переводе. Книга имеет форму свитка длиной 4,9 м, высота – 30,5 см. Состоит из семи листов бумаги, склеенных в одну ленту. Шесть листов содержат текст, а один – изображение Будды. В конце книги есть предисловие, в котором указано, что свиток напечатал 11 мая 868 г. Ван Чи.

В Х-ХI вв. ксилографические книги начинают изготавливать в арабских странах. В Европу такие книги завезли, скорее всего, рыцари в качестве сувениров после крестовых походов в период 1096-1270 гг. Вполне вероятно, что, благодаря восточным ксилографическим книгам, европейские граверы начали использовать в XIV в. деревянную гравюру для изготовления лубочной продукции: игральных карт, ярмарочных картинок религиозной тематики. Древнейшими точно датированными европейскими ксилографиями является «Богоматерь с четырьмя святыми», или «Брюссельская мадонна» (1418), «Святой Христофор» (1423). Первые европейские ксилографии в технике резьбы были примитивными: композиции характеризовались контурностью рисунка и отсутствием объемности форм.

Лубочная гравюра на дереве конца XIV – первой половины XV вв. была близка к реализации идеи «механического письма». Однако существенным недостатком данной техники было то, что она не была в состоянии изготавливать многотиражные издания большого объема, поскольку технические возможности резьбы по дереву были ограничены.

Елена Фетисова

Источники:
1. Кацпржак Е. История письменности и книги / Е. Кацпржак – Москва: Искусство, 1955. – 355 с.
2. Ковальчук Г. Рукописні книги та стародруки. – Київ, 2011. – 100 с.
3. Овчінніков В. Історія книги: еволюція книжкової структури. – Львів: Світ, 2005. – 420 с.
Иллюстрации:
1. The teaching Confucius. Portrait by Wu Daozi, 685-758, Tang Dynasty. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://surl.li/cune (дата обращения 15.05.2020). – Заголовок с экрана.
2. Фрагмент «Алмазной Сутры», 868 р. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://terraart.ru/?p=9260 (дата обращения 15.05.2020). – Заголовок с экрана.

Комментарии

Напишите свой комментарий

Календарь событий

    1 234
5 67891011
12 13 1415161718
19 20 2122232425
26 2728293031