Главная Книговедческая мозаика Яков Чепига – творец украинской национальной школы

Яков Чепига – творец украинской национальной школы

15.12.2021 09:26

Развитие украинского образования начала ХХ ст. неразрывно связано с деятельностью Якова Феофановича Чепиги (1873–1938). Будущий педагог родился 12 мая 1875 г. в с. Марьяновка на Херсонщине (сейчас – Николаевская обл.) в семье пономаря. Образование получил в Грушевском двухклассном народном училище, затем – в Новобугской учительской семинарии. Активно печатался на страницах украинской периодики: «Світло», «Учитель», «Педагогічний журнал», «Українська хата», «Літературно-науковий вісник», «Вільна Українська Школа», «Соціальне виховання», «Шлях освіти» и т.д.

В 1913 г. издал «Проект української школи». Яков Феофанович сформулировал следующие требования к новой украинской школе:

1) в создании национальной школы должно участвовать все украинское учительство;

2) школа должна быть народной и отвечать интересам народных масс;

3) необходимо, чтобы образование было национальным, родноязычным, соответствовало душе и разуму народа, его культурному, социальному и экономическому развитию;

4) школу следует строить на основах, не нарушающих прав ребенка, свободного и нормального развития его индивидуальных и духовных сил.[5; С. 11]

В своем проекте Я. Чепига предлагал двухступенчатое начальное образование с шестилетним сроком обучения. Первый период охватывал два года, в течение которых ребенка готовили к систематическому обучению, развивали его сознание, применяя игры, забавы, прогулки, работу на огороде и поле, уход за домашними животными. Вторая степень обучения длилась четыре года, предполагала изучение грамоты и развитие детской самодеятельности, творчества.

В период освободительной борьбы украинского народа 1917-1920 гг. Чепига продолжал работать над созданием национальной школы. В послереволюционные годы активно занимался организационно-педагогической работой. В 1920 г. входил в организационный комитет по созданию Киевского института народного образования, впоследствии занимал должности декана дошкольного факультета, декана факультета социального воспитания, проректора, профессора.

В 1925 г. Я. Чепига возглавил секцию методики и дидактики Харьковской научно-исследовательской кафедры педагогики, на базе которой образовался Украинский научно-исследовательский институт педагогики (УНИИП). Яков Феофанович надеялся, что приход советской власти принесет положительные изменения в украинском образовании. Однако ученый сначала был уволен с работы в УНИИП, а в 1937 г. арестован и осужден на 10 лет ссылки. Умер на 63-м году жизни в ссылке.

Педагогическое наследие Якова Чепиги насчитывает более 150 трудов. Ученого интересовали проблемы педологии, теории обучения и воспитания, методики преподавания отдельных предметов. В фонде редких и ценных изданий нашей библиотеки можно найти отдельные публикации Я. Чепиги на страницах журнала "Світло". Так, в статье «Ґрунтовні принципи нормальної школи»(1911) педагог выразил свое видение тех базовых принципов, на которых должно строиться образование. По мнению ученого, школа должна быть народной, национальной, свободной, реалистичной. Детей следует воспитывать «в дусі нації, її мови, її історії, звичаїв, її переказів, її культури, її духовної творчости» [4; С. 4]. Важно, чтобы ребенок мог пользоваться полученными умениями и навыками в реальной жизни, теоретические знания непременно должны подкрепляться практикой: «Правдивій школі не годиться ганятись за книжними знаннями, - вона готує дітей до життя, де потрібні тільки ті, що принатурились ще в школі до нього, ще в школі привчались володіти знаннями власного досвіду. Книжні ж знання – це дім, збудований на піску. Словесні книжні образи, не підперті власним досвідом, втрачають всяку реальність, і з ними людина безпорадня в житті і мало користна громадянству» [4; С.6]. Вопросам детской психологии посвящены публикации «Увага і розумовий розвиток дитини» (1911), «Страх і кара» (1912).

Я. Чепига вместе с другими педагогами плодотворно работал над созданием учебников украинской школы. Исследовательница Л. Березовская указывает на то, что учебники и пособия Якова Феофановича «відіграли велику роль у розвитку української освіти в першій третині ХХ ст., стали фундаментом подальшого підручникотворення для національної школи» [5; С.15]. Педагог использовал такие критерии составления учебников, как написание на родном языке; содержательность и доступность; учет психолого-генетических особенностей ребенка; наличие вопросов и задач, качественных иллюстраций. В нашей библиотеке хранится «Задачник для початкових народних шкіл» (Киев, 1917) Я. Чепиги. В то время в освоении математики в школах Западной Европы пользовались методом изучения чисел, а в России – методом изучения действий. Яков Чепига в начале первой части своего задачника попытался соединить оба метода. В учебнике изучаются действия сложения, вычитания, умножения, деления; единицы измерения массы, времени и т. д. Издание получило одобрительные отзывы рецензентов: «Взагалі можна сказати, що не дивлячись на деякі дефекти, задачник д. Я. Чепіги є добре придбання для нашої школи. Учитель сам може дещо змінити, дещо пропустити. Корисного ж матеріалу в задачникові чимало. Маючи його, всякий учитель може сміливо приступати до навчання арифметики рідною мовою» [6; С. 28].

Яков Феофанович Чепига входит в число ведущих педагогов первой трети ХХ в., который своей деятельностью внес весомый вклад в становление украинской национальной системы образования и воспитания.

Елена Фетисова

Источники:
1. Чепіга Я. Задачник для початкових народних шкіл. Рік перший / Я. Чепіга. – Київ: Вид-во «Українська школа» : Накладом Т-ва «Час», 1917 – 63 с.
2. Чепіга Я. Страх і кара // Світло. – 1912. – кн.7, берез. – С. 21-36.
3. Чепіга Я. Увага і розумовий розвиток дитини // Світло. – 1911. – кн. 1, верес. – С. 20-33.
4. Я. З-кевич. Ґрунтовні прінціпи нормальної школи // Світло. – 1911. – кн. 1, верес. – С. 3-7.
5. Яків Феофанович Чепіга (Зеленкевич) - видатний педагог, психолог, громадський діяч : біобібліогр. покажч. / НАПН України, ДНПБ України ім. В. О. Сухомлинського ; упоряд.: Н. М. Лисиця [та ін.] ; наук.ред.: П. І. Рогова, Л. О. Пономаренко, наук. конс. і авт. вступ. ст. Л. Д. Березівська. – Київ :Нілан-ЛТД, 2013. - 135 с.
6. Щульгина-Іщук Н. Перші задачники // Книгарь. Літопис українського письменства – 1917. – число 1-е, вересень. – С. 26-28.

Календарь событий

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031