Главная Книговедческая мозаика Учимся рисовать – советы столетней давности

Учимся рисовать – советы столетней давности

17.09.2014

Сегодня, уважаемые пользователи, мы хотели бы познакомить вас с весьма интересным памятником методики преподавания рисования в школе – трудом Н. Даденкова «Рисование как средство наглядности». Издание вышло в Киеве в 1915 году по заказу Херсонской губернской земской управы. Книга содержит материалы лекций по педагогике, которые были прочитаны на летних земских учительских курсах 1914 года в Херсоне. Эти занятия были настолько успешными, что многие учителя подходили к лектору со словами: «Теперь я буду рисовать». С надеждой пробудить такой порыв в более широких массах учительства Н. Даденков издал данное руководство.

Историческая справка

Со 2 июня по 5 июля 1914 года в Херсоне проходили общепедагогические курсы. В качестве лекторов согласно постановлению губернской управы приглашались исключительно профессора и педагоги с известными именами. Так в 1914 году свои занятия в Херсоне провели: Петр Кудрявцев (профессор Киевской духовной академии), Леонид Никонов (инспектор учебных заведений Российского Императорского технического общества), Николай Даденков (лектор Киевского Фребелевского института), Иван Четвериков (профессор Киевской духовной академии). Была утверждена и программа занятий на курсах:

1. Педагогика с дидактикой – 22 ч.
2. Методика русского языка – 16 ч.
3. Методика арифметики – 14 ч.
4. Педагогическая психология с экспериментальной педагогикой – 20 ч.
5. Русская литература – 20 ч.
6. Естествознание – 22 ч.
7. Показательные уроки лекторов в школе:
– по русскому языку – 10 ч.;
– по арифметике – 4 ч.
8. Практические уроки слушателей курсов в школе:
– по русскому языку – 8 ч.;
– по арифметике – 6 ч. 

Отдельно отводилось время для собеседований, консультаций, обзора учебников и наглядных пособий в начальной школе. Обучение проводилось 6 дней в неделю. В свободное от занятий время управа устраивала для слушателей курсов экскурсии. Всего было проведено 28 экскурсий в различных местах Херсона и Херсонской губернии: в Естественно-историческом музее губернского земства, на городском водопроводе, в Екатерининском соборе, на английских грузовых пароходах, в археологическом музее, в колонии для душевно больных, на городской электростанции, в крепости, где было осмотрено помещение бывшей бани Екатерины ІІ, в Бизюковом монастыре, на Карантинном острове, в грязелечебнице Херсонского уездного земства в Голой Пристани, в колонии для несовершеннолетних преступников, ботанические экскурсии в «Казенный сад» (сельскохозяйственное училище), опытное поле, и, наконец – в Одессу. Курсы были важным образовательным событием Херсона, неслучайно их открытие сопровождалось молебном. Да и сумма финансирования была достаточно солидной – 7500 рублей.

Известный педагог Николай Федорович Даденков кроме основных лекций по методике преподавания русского языка, провел также в Херсоне занятия по рисованию. В своем труде «Рисование как средство наглядности» автор подчеркивал, что учителю начальных классов для проведения уроков совсем не обязательно быть художником. Наоборот, когда дети видят безупречно исполненный рисунок, их желание творить сразу же пропадает, ведь они знают наверняка, что уровень их работ будет значительно хуже. Поэтому на уроках изобразительного искусства учителю не следует демонстрировать в полной мере свои художественные способности, пусть исполненные им изображения будут только на шаг совершеннее, чем работы учащихся. Это даст школьникам уверенность в собственных силах и поставит перед ними вполне реальное для выполнения задание.

Как известно, рисование – неотъемлемая потребность развития ребенка. Из любой лужицы чая за столом 2-летний малыш с удовольствием будет выводить различные узоры. Запотевшее окно, песок, снег - все, где может остаться след от пальца, использует ребенок для своего порыва к изображению. Однако между рисунком взрослого и рисунком ребенка существует немаловажное отличие. Ребенок в своем рисунке главное внимание обращает не на тщательность, не на перспективу и правильное соотношение величины различных предметов и не на правильность линий – для ребенка значительно важнее содержание его картинки и душевные переживания, из которых родился рисунок. Ребенок хочет своим рисунком прежде всего рассказать о себе и о мире, в котором он живет: детский рисунок, несмотря на всю «неискусность» руки маленького художника, является средством выражения его собственных переживаний.

Пособие Н. Даденкова содержит 110 иллюстраций, среди них – рисунки учеников, которые прекрасно демонстрируют психологию и особенности мировосприятия маленького человека. Автор подробно останавливается на технике изображения зданий, интерьеров, растений, зверей, ландшафта. Например, животных школьники рисуют охотно. Но половина всех детей 7-летнего возраста для изображения любого зверька использует схему человеческого тела. Н.Даденков рекомендует учиться рисовать животных с помощью геометрических фигур. Например, кота легко нарисовать, используя круг, а утку – через овал.

Итак, уважаемый читатель, если вас заинтересовала методика рисования столетней давности, приглашаем вас в отдел редких и ценных изданий. Кто знает, может именно у нас вы найдете что-то ценное и необычное. Ведь не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое.

Источник:
Даденков Н. Рисование, как средство наглядности. С 110 рисунками. Первая тысяча. - Киев: Изд. Херсон. губ. зем. упр., 1915. – 90 с.

Елена Петренко
 

Комментарии

Наталія
18.11.2015 12:33
       Дякую автору. Пані Олена, публікація - від душі.

       Приємно, що адміністрація і колектив Херсонської обласної універсальної наукової бібліотеки ім.Олеся Гончара творчо працюють з архівами.

       Можливо екскурсія  у  Відділі рідкісних та цінних видань  надихне ініцітивну группу батьків малечі та студентів-майбутніх педагогів, психологів   на започаткування родинного лекторію або клубу. Шанування педагогічних традицій, історії громади Херсона додасть шарму будь-якому  освітньому  заходу, приверне увагу інвесторів.

     НАЧАСІ  ГУМАНІЗАЦІЯ ДЕРЖАВИ,  ЛЮДИНО ЦЕНТРИСТСЬКА ІДЕЯ.   З"являються  виклики новітніх комунікативних технологій:  опанування IT, державної української, іноземних мов, мов національних спільнот Херсонщини. Але без гідної шани до приватних та державних колекцій важко уявити розвинуте і стале суспільство.

     З повагою і теплими побажаннями, Наталія.

 
Admin
Щиро дякуємо, пані Наталія, за Ваш теплий відгук і цікаву ідею щодо створення лекторію! Приємно, що нашим ресурсом користуються.

 

Відділ рідкісних і цінних видань
Олена
09.09.2015 10:23

Дуже цікава розповідь! Дякую!ю

Напишите свой комментарий

Календарь событий

  12345
6 7 8910 11 12
13 14 1516171819
20212223242526
27282930