Главная Книговедческая мозаика Украинская книжная графика 50-х годов ХХ ст.

Украинская книжная графика 50-х годов ХХ ст.

09.02.2022 10:55

В ХХ веке книга как феномен культуры привлекла внимание художников и теоретиков-книговедов. Переосмысление искусства книги, усовершенствование полиграфических возможностей обусловило то, что создатели европейской книжной графики приступили к поиску новых шрифтов и приемов оформления. Украинское искусство не стояло в стороне от этих процессов. Творческое достояние Г. Нарбута, В. Кричевского, С. Налепинской-Бойчук, И. Падалки, Е. Сахновской, В. Седляра и других художников подняли украинскую книжную графику на качественно новый уровень. Но, к сожалению, начиная с 30-х годов, украинское искусство не имело возможности свободно развиваться, а многие талантливые художники были уничтожены физически.

В 30-50-х годах украинские графики создавали реалистические, повествовательные иллюстрации, задача которых заключалась в раскрытии содержания литературного произведения, психологической характеристики персонажей. Украинский искусствовед Анатолий Шпаков отмечал, что в «50-і роки українська книжкова графіка переживала певну кризу, зумовлену розбіжністю шляхів, якими розвивались ілюстрація та оформлення книги. Ілюстрація була тісно пов’язана зі змістом літературного твору, з законами побудови його образів і дуже мало – з книгою як художньо-поліграфічним комплексом. Художнє оформлення не завжди відповідало змістові й духу тексту, хоч і виконувалося в більш-менш єдиному стилі з макетом, версткою і набором. Художники-оформлювачі знали можливості поліграфії і рахувались з ними, тоді як ілюстратори дбали лише про зміст своїх малюнків, мало цікавлячись, як вони виглядатимуть поряд з іншими елементами книги. Цей небажаний розрив призвів до однобічного розвитку ілюстрації, що втратила зв'язок з оформленням книги і набула станкового характеру, і оформлення, що нерідко виглядало зовнішнім прикрашенням, не зумовленим будь-якими цілями розкриття змісту літературного твору» [13; С.154].

Несмотря на то, что украинские художники творили в рамках разрешенных канонов социалистического реализма, книжная графика этого периода, в частности творческое наследие М. Дерегуса, А. Довгаля, В. Касияна, В. Литвиненко, Г. Пустовойта, А. Резниченко, сохранила высокий художественный уровень. Предлагаем убедиться в этом, просмотрев некоторые образцы оформления украинских книг 50-х годов, которые хранятся в фонде нашей библиотеки.

Заслуживает внимания художественное оформление книги Н. Гоголя «Вечори на хуторі біля Диканьки» (Киев, 1950), выполненное признанным мастером В. Хоменко, который пользуясь «лише такими засобами, як шрифт, орнамент та інші декоративні елементи… успішно оформив багато книг» [9; С.18.]. Интересно, что Хоменко в свое время создал новую книжную гарнитуру украинского шрифта, которая получила его имя – гарнитура Василия Хоменко. Обложка книги «Вечори на хуторі біля Диканьки» выполнена лаконично. На голубом фоне размещена фамилия автора и название книги, которые художник выделяет разными цветами и стилями шрифтов. Под названием расположена концовка с растительным орнаментом. Вверху серебристым цветом нанесено изображение звезд и луны. В оформлении форзаца использованы украинские народные орнаменты с растительными и животными мотивами.

Иллюстрации к книге изготовил художник Михаил Дерегус. Кроме рисунков на страницах, каждая повесть дополнена сюжетной иллюстрацией-заставкой и концовкой, которые довольно точно передают определенное настроение, идею произведений. Михаил Гордеевич на языке графики смог воспроизвести поэтичность гоголевских повестей, среди которых особым мастерством отличаются иллюстрации к произведениям «Майська ніч» и «Ніч проти Різдва». Образы Ганны, Левка, Оксаны, Вакулы гармонично вписаны в картины украинской природы, рождественских колядок, бытовых сцен, удивительных приключений. При этом художник пользовался любимой техникой офорта с акватинтой, а также рисунка углем с тушью и белилами, что позволило ему «максимально наблизитись до передачі м’якої поетичної краси і принадності образів Гоголя» [1; С. 31].

Весомый вклад в развитие книжной графики сделал Василий Касиян, преимущественно работавший с произведениями украинских классиков – Т. Шевченко, И. Франко, В. Стефаника, Леси Украинки, О. Кобылянской, Л. Мартовича. Работал в различных графических техниках: гравюра на металле, линолеум, дерево, рисунок карандашом и пером, акварель, литография. Искусствоведами высоко оценено творческое наследие В. Касияна, который «завжди прагнув до високої культури книги, в якій органічно поєднані технічні досягнення поліграфії і мистецтво художника» [13; С. 96].

Большой интерес представляет оформление книг и менее известных художников. Так, к книге «Корейські народні казки» (Киев, 1955) художница Любовь Григорьева подготовила не только отдельные постраничные рисунки, но и сделала иллюстрации, которые стали составной частью текста.

Начиная с середины 50-х годов в издательства начали приходить представители нового поколения талантливой молодежи, обогатившие искусство книги собственным видением, поисками новых средств художественной выразительности. Имена этих художников объединены термином «шестидесятники», их творчество мы непременно рассмотрим в наших следующих публикациях.

Елена Фетисова

Источники
1. Врона I. Михайло Гордійович Дерегус : нарис про життя і творчість художника / I. Врона. – Київ : Держвидавобразотв. мистец. і муз. літ. УРСР, 1958. - 45 c.
2. Глібов Л. Вибрані твори / Л. Глібов. – Київ : Держлітвидав, 1950. – 327 с.
3. Гоголь М. Вечори на хуторі біля Диканьки : Повiстi / М. Гоголь ; іл. М. Дерегус. – Київ : Держлітвидав, 1950. – 200 c.
4. Гулак-Артемовський П. Вибрані твори / П. Гулак-Артемовський. – Київ : Держлітвидав, 1950. – 88 c.
5. Гюго В. Ернані / В. Гюго ; пер. М. Рильський. – Київ : Мистецтво, 1952. – 185 с.
6. Корейські народні казки : / Іл. Л. Григор'євої. – Київ : Молодь, 1955. – 176 c.
7. Лагутенко О. Graphein графіки : нариси з історії української графіки ХХ ст. : / О. Лагутенко ; ред. Я. Возняк. – Київ : Грані-Т, 2007. – 167 с.
8. Мартович Л. Твори / Л. Мартович; іл. В. Касіян, А. Базилевич. – Київ : Молодь, 1957. – 403 c.
9. Овдієнко О. Книжкове мистецтво на Україні (1917-1974) / О. Овдієнко ; ред. В. Когут ; худож. В. Красій. – Львів : Вища шк., Вид-во при Львів. держ. ун-ті, 1974. – 22 с., [66] арк. іл.
10. Українка Л. Лісова пісня : Драма / Л. Українка ; іл. худ. М. Дерегуса ; оформл. худ. В. Хоменка. – Київ :Держлітвидав, 1950. – 116 c.
11. Українські народні думи та історичні пісні / Акад. наук УРСР, Ін-т мистецтвознав., фольклору та етнографії ; упоряд.: П. Павлій, М. Родіна, М. Стельмах ; іл. М. Дерегус ; ред. М. Рильський. – Київ : Вид-во АН УРСР, 1955. – 658 с.
12. Федькович Ю. Хто винен? : оповiдання народне / Ю. Федькович ; іл. В. Касіян. – Київ : Молодь, 1959. – 10 c.
13. Шпаков А. Художник і книга / А. Шпаков. – Київ : Мистецтво, 1973. – 255 c.

Календарь событий

       1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031