Главная Книговедческая мозаика Штрихи к портрету Г. Нарбута

Штрихи к портрету Г. Нарбута

11.07.2016 06:39

Гармоничность и органичная пластичность художественных работ выдающегося украинского графика Георгия Нарбута (1886-1920) не может не увлекать и не восхищать. Просто удивительно, как талантливому самородку с Черниговщины, самостоятельно постигающему азы графического искусства с детства, удалось впоследствии заложить фундамент школы украинской графики?

Еще в школьные годы он был пленен графикой старинных книг, написанных на старославянском языке, журналами «Мир искусства», которые можно было не только читать, но и копировать. Ему было интересно все, что касалось истории Украины, геральдики, архивистики. Вязь старинных архивных документов очаровывала совершенством линий. Он копировал шрифты, сохраняя в памяти замысловатые капители скорописных букв.

В период обучения в Санкт-Петербургском университете Нарбута увлек удивительный мир сказочных героев российского художника-графика И.Я.Билибина (1876-1942), в доме которого он снимал комнату. Там он окончательно примкнул к магическому миру графического искусства.

Жизненные «странствия» вернули Георгия Ивановича в Украину, где он целиком погрузился в изучение украинской старины. Много времени он посвящал знакомству с национальной культурой. Наделенный от природы особым чутьем прекрасного, Нарбут впитывал в себя как губка национальный колорит и ритмику народного искусства. Усвоение основ и особенностей национальных художественных традиций, постоянное совершенствование техники графики, видимо, и позволило выработать особый нарбутовский стиль. Он создал новый украинский шрифт, который впоследствии так и назвали «нарбутовский», а также заложил основы комплексного оформления книги.

К сожалению, фонды нашей библиотеки не имеют его прижизненных работ. Но у нас есть репринтная копия «Малороссийского гербовника» В.К.Лукомского и В.Л.Модзалевского, изданного в 1914 в Санкт-Петербурге и иллюстрированного Г.И.Нарбутом. Переиздание вышло в 1993 г. в издательстве «Либідь» при содействии киевского общества «Основа» и при непосредственном участии коллекционера Я.И.Бердичевского. Для переиздания книги был взят оригинал из его коллекции.

Современники Нарбута отмечали несомненную значимость появления гербовника, высоко оценивая при этом не только содержательную часть, но и художественный уровень иллюстраций. Журнал «Исторический вестник» за май 1915 г. разместил широкую рецензию по этому поводу, указывая на то, что рисунки Г.И.Нарбута выполнены с таким искусством и талантом, с каким вообще отмечены все работы художника.

Углубленный анализ нарбутовского творчества и, в частности «Украинской азбуки» (1917), сделан искусствоведом Всеволодом Кармазиным-Каковским (1898-1979). Публикацию можно найти в сентябрьском номере искусствоведческого журнала «Нотатки з мистецтва» за 1982 г., издаваемым Филадельфийским отделением объединения художников Украины в Америке.

В свое время «Украинскую азбуку» Нарбута оценили как вершину его творчества. Постигая творческую целеустремленность Ю. Нарбута, автор публикации отмечает его «стремление посредством графического дизайна книг гармонизировать эстетическое, содержательное и гуманное бытие человеческое». Характеризуя художественный стиль мастера, автор дает развернутую оценку специфики творческой составляющей художника, указывая на то, что его пластическая ритмика чудесным образом сочетается с линейно-пластической мелодикой.

По словам В.Кармазина-Каковского «Нарбут стремился к наибольшей гармонии в орнаментально-иллюстративной книжной графике, видел ее в творческом объединении всех элементов книжной графики, таких как шрифт, инициалы, заставки, концовки, гармонизированные страницы, титульный лист, переплет, обложка, иллюстрации, фронтиспис и книжный знак. Каждая художественная книга должна быть наилучшим образцом проявления главного принципа гармонии: единство в разнообразии. Синтез книжных элементов состоит в том, чтобы каждая высокохудожественная книга имела свою пластическую ритмику, свою пластическую мелодику и все это – тесно связано в одно целое.»

О модели национального культурного возрождения в творчестве Г.Нарбута идет речь в очерках по истории украинской графики ХХ в. Ольги Лагутенко «Graphein графики ...» (К., 2007). Автор акцентировала внимание на духовных истоках и предпосылках, которые впоследствии определили характерный творческий нарбутовской стиль, ту гармонию мироздания, которой отмечено каждое конечное творение художника.

Уважаемый читатель, если вас заинтересовала информация и у вас возникло желание получить собственное представление об этой незаурядной личности, то вам к нам в отдел редких и ценных изданий. Добро пожаловать!

Ольга Сак

Источники:

1. Кармазин-Каковський В. Юрій Нарбут // Нотатки з мистецтва: Ukrainian Art Digest. – 1982. – №22, вересень. – С. 29-39

2. Лагутенко О. Graphein графіки [Изоматериал] : нариси з історії укр. графіки ХХ ст. / О. Лагутенко ; ред. Я. Возняк. – К. : Грані - Т., 2007. – 167 с. : кольор. ілюстр. – (Програма «Українська книга»).

3. Лукомский В. К. Малороссийский гербовник : с рисунками Егора Нарбута/В. К. Луклмский, В. Л. Модзалевский. – Репринт.изд. 1914 г. – Київ : Либідь, 1993. – 213 c. – Указ.малорос. родов: с.214-223; Указ.пол. гербов: с.224-226.

4. Р.В.М. В. К. Лукомский и В. Л. Модзалевский. Малороссийский Гербовник. С рисунками Е. Нарбута. Издание черниговского дворянства. Петроград. 1914 : [Нарбут, о нем] / Р.В.М. //Исторический вестник. – 1915. – май – С. 653-655.

Комментарии

Напишите свой комментарий

Календарь событий

     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31