Главная Книговедческая мозаика Жизненный путь знаменитого полтавчанина: к 250-летию со дня рождения И. Котляревского

Жизненный путь знаменитого полтавчанина: к 250-летию со дня рождения И. Котляревского

11.09.2019 15:27

9 сентября этого года Украина отметила 250-летие со дня рождения Ивана Петровича Котляревского – отца новой украинской литературы. В предыдущих публикациях мы рассматривали коллекцию изданий «Энеиды» И. Котляревского нашей библиотеки, а сегодня хотелось бы обратиться к источникам, которые освещают биографию знаменитого полтавчанина.

В легкой доступной форме написан биографический очерк Григория Коваленка «Иван Котляревский» (Чернигов, 1898), посвященный 100-летию со времени издания «Энеиды». Биография имеет более художественный характер, чем научный, поэтому автор позволил себе вполне свободную интерпретацию биографических сведений о Котляревском.

Павел Житецкий в своей работе «Енеїда Котляревського: в зв’язку з оглядом української літератури ХVІІІ ст.» (Киев, 1919) упоминает об умалчиваемом в советские времена факте, что писатель принадлежал к масонской ложи «Любовь к истине». Житецкий предполагает, что Котляревский вступил в ложу как моралист, мечтающий о возрождении современного ему гражданского общества. Но еще до того, как в Полтаве появилась масонская ложа, а именно когда Котляревский писал первые три части «Энеиды», в мировоззрении поэта уже присутствовали элементы масонской идеологии. Так в изображении ада автор описывает муки мудрецов и лиц духовного сословия, которые не выполняли своих прямых обязанностей:

Всі розумні филозопи,
Що в світі вчились мудровать,
Ченці, попи і крутопопи,
Мирян щоб знали научать,
Щоб не ганялись за гривнями,
Щоб не возились з попадями,
Та знали церков щоб одну.

«Таким чином, масонство могло закріпити Котляревського в його моральному ригоризмові, в його недовірі до філософської мудрості, що спирається на студіювання натуралістичних наук, почасти і в його опозиційному відношенні до духовенства, з котрим масони не згоджувались по різних релігійних питаннях» [4; С. 118].

Также хочется выделить историко-литературный очерк Ивана Стешенка «Иван Петрович Котляревский», в котором находим немало интересных подробностей о писателе. Например, то, что один из прижизненных экземпляров «Энеиды» Котляревского хранился в личной библиотеке Наполеона, который, вероятно, прихватил с собой книгу во время военного похода в Россию. Но вместе с тем Николай Зеров считал, что этот труд содержит много непроверенных данных и выдумок. Например, Стешенко с полной верой пересказал анекдот о встрече Котляревского с казаками, которые, узнав, что он является автором «Энеиды», пригласили поэта к себе за старшего.

Александра Ефименко в своей статье «И. П. Котляревский» (Журнал для всех, 1903, №10) рассматривает исторические предпосылки зарождения новой украинской литературы. За 100 лет до дня рождения Котляревского левобережная Украина – родина поэта – окончательно отделилась от Польши. Начался долгий процесс привития Левобережной Украины к организму Российского государства, и до конца ХVІІІ века, в период появления «Энеиды», этот процесс был завершен. Украина превратилась в периферию огромной империи. Этот процесс сопровождался глубокими изменениями в социальном строе. Большая часть украинцев перешла в крепостное состояние. Казацкая старшина отделилась от простого народа и закрепила за собой привилегии путем объединения с российским дворянством на почве общей культуры, языка, образования, литературы. Российская наука и культура поглощала лучшие украинские интеллектуальные силы.

Котляревский, который имел дворянское происхождение, хорошее образование и литературный талант, мог пойти более легким и надежным путем - начать писать по-русски. Поэтому, как видим, кроме литературного таланта, Котляревский обладал национальной сознательностью, он понимал, что его способности могли раскрыться в стихии родного слова. То есть появление «Энеиды» - не только литературный факт. По мнению Ефименко, «Это был нравственный подвиг человека, который встал поперек господствующего течения, борясь не только с понятиями окружающей среды, с расчетом личной выгоды, со страхом общественного порицания и насмешки, но и с раздвоенностью своего внутреннего существа» [3; С.1227]. И этот подвиг получил достойное вознаграждение. «Энеиду» Котляревского читают более 220 лет, а самого писателя помнят и уважают.

С биографическими сведениями о Котляревском можно познакомиться на страницах периодики рубежа XIX-XX в., в частности это журнал «Исторический вестник» (1897, декабрь), «Киевская старина» (1902, апрель; 1905, октябрь), «Основа» (1861, февраль).

Елена Фетисова

Источники:
Бучневич В. Домик Котляревского и памятник его в Полтаве // Исторический вестник. – 1897. – декабрь. – С. 943- 947
Василенко Н. К биографии И. П. Котляревского // Киевская старина. – 1902. – апрель. С. 1-5
Ефименко А. И. П. Котляревский // Журнал для всех. – 1903. - №10. – С. 1223-1228
Житецький П. Енеїда Котляревського: в зв’язку з оглядом української літератури ХVІІІ ст. – Київ: друкарня акц. т-ва «П. Барський», 1919. – 120 с.
Коваленко Г. Иван Котляревский [Текст]: биографический очерк. – Чернигов: Типография Губернского Земства, 1898. – 20 с.
Павловский И. К биографии И. П. Котляревского // Киевская старина. – 1905. – октябрь. – С. 1-10
Стешенко И. Иван Петрович Котляревский // Научное обозрение. – 1901. – авг.-окт. – С.32-144

Комментарии

Напишите свой комментарий

Календарь событий

      1
234 5 678
910 11 12131415
16171819202122
23242526272829
30