Главная Книговедческая мозаика Педагогическое наследие Николая Корфа в редких фондах Гончаровки

Педагогическое наследие Николая Корфа в редких фондах Гончаровки

22.05.2019 12:28

В 2019 г. исполняется 185 лет со дня рождения Николая Александровича Корфа (1834-1883) – выдающегося педагога и просветителя, который посвятил всю свою жизнь народному образованию.

Аристократ по происхождению, Николай Корф сознательно отказался от петербургской карьеры. Работал обычным учителем, руководил учительскими съездами, организовывал сельские школы в Александровском и Мариупольском уездах Екатеринославской губернии (ныне – территория Запорожской и Донецкой области).

В 1861 г. после отмены крепостного права вопрос введения начального образования среди крестьян зазвучал особо остро. Николай Александрович понимал злободневность этой проблемы, поэтому начал анализировать состояние начального образования в Александровском уезде. В 1866 г. в регионе «на бумаге» числилось 40 школ, но после проверки оказалось, что хоть какие-нибудь минимальные знания давали только 2 школы. В одной из этих школ нашелся ученик, который на шестой год посещения учебного заведения плохо читал на церковнославянском и не умел совсем читать на русском. А в другой школе с 43 учеников никто не умел писать и только трое немного читали. Вот такое вопиющее состояние сельского школьного образования побудило Корфа организовывать новые дешевые и краткосрочные школы с учебным курсом на три зимы с тремя отделениями, которые одновременно в одной классной комнате вел один учитель. Такие школы назывались земскими, а в народе – «корфовскими».

Для создания нового типа школ необходимы были денежные средства, учебники, квалифицированные кадры. Корфу удалось убедить власть, и та выделила первое ассигнование в размере 800 руб. К тому же барону удалось заразить своим энтузиазмом многих людей. Местные помещики жертвовали на народное образование свои деньги, охотно становились опекунами школ. А сельские общества начали добровольно облагать себя школьным налогом от 15 до 45 копеек на «ревизскую душу».

В те времена катастрофически не хватало учителей, особенно в сельской местности. Большинство педагогов были низко квалифицированны, применяли примитивную методику обучения. Корф стремился кардинально изменить положение сельского учителя, заботился о повышении заработной платы, улучшении условий жизни педагогов, разработал систему повышения педагогического мастерства.

Большим препятствием на пути внедрения народного образования было отсутствие нужных учебников, поэтому Николай Корф принялся за плодотворную учебно-литературную деятельность. В частности, он написал такие учебники и пособия: «Наш друг», «Малютка», «Наше школьное дело», «Русская начальная школа», «Руководство по обучению грамоте по звуковому способу».

В отделе редких и ценных изданий хранится книга «Русская начальная школа» (1871). Это была первая в Российской империи книга по школоведению, своеобразная педагогическая энциклопедия начального обучения. Корф считал, что учитель, не владеющий методикой преподавания своего предмета, превращает процесс обучения ребенка в настоящую муку. Поэтому автор стремился своим трудом помочь сельскому учителю: «Горек учительский хлеб, а уменьшить его горечь – вот в чем задача предлагаемой книги». [6, С. ІІІ] В ней изложена система организации учебно-воспитательной работы сельской школы, в частности рассматриваются вопросы комплектования классов, соблюдения порядка и дисциплины, описание методов и приемов обучения тех или иных предметов.
«Наш друг» (1871). Это книга для чтения, цель которой – развивать мышление и речь учащихся. В предисловии автор объяснил, что название книги «Наш друг» он подслушал у детей: так они называли понравившуюся им книгу. В противоположность догматике «дьяконской педагогики» с ее механическим воспроизведением малопонятных для детей текстов церковной литературы в книге Корфа последовательно реализуется принцип сознания. В книге были представлены доступные для понимания ребенка знания о животном мире, гигиене, географии, минералогии, землевладении с акцентом на практические потребности крестьянского быта. «Наш друг» имеет следующую структуру: 120 оригинальных статей для чтения; 28 умственных упражнений; 240 задач для письменных работ; 40 учительских бесед; 40 уроков правописания; хрестоматия (20 стихов), таблица мер и весов, таблица умножения, молитвы.
В книге «Земский вопрос» (1867) Николай Корф в публицистической форме размышляет о необходимости внедрения народного образования. Важно, что в этой работе автор ставит вопрос о языке обучения в школе. Как мы уже упоминали, Николай Александрович работал на территории современных Запорожской и Донецкой областей, поэтому не раз имел возможность убедиться в том, что преподавание учебных предметов на русском языке было для украинских детей непонятным: но с вопросом о том, чему обучать, тесно связан вопрос, на каком языке преподавать в начальных школах. 

Наш закон говорит, что «преподавание в начальных народных училищах совершается на русском языке. Мы вполне сочувствуем тому определению закона, которое требует изучение русского языка во всех народных школах России, но неужели из этого следует, чтоб даже, для ознакомления с этим языком, нельзя было употреблять, при преподавании, языка, более понятного для учеников, чем русский язык? Наконец, нам достоверно известно, что пока «Положение о начальных училищах» существовало лишь в виде проекта, т. е. до внесения Положения в Государственный Совет предполагалось министерством просвещения дозволить обучение в начальных школах на языках малорусском и белорусском, потому что население, ими говорящее, плохо понимает по-русски. Это предположение министерства не получило, однако, силы закона, и по «Положению о начальных училищах» не допускается преподавание на малорусском языке; я останавливаюсь именно на нем, потому что на опыте убедился в том, что часто, поневоле, учитель вынужден переводить ученикам русскую речь для того, чтоб сделать ее понятной. Неужели нельзя без разных «сепаратизмов» и всяких «фильств», без всяких увлечений и тенденций признать: 1) что необходимо достигнуть основательного знания русского языка во всех начальных школах, и 2) что в тех случаях, когда это необходимо, следует пользоваться малорусским языком, как педагогическим средством, не делая даже из него предмета преподавания? Неоспоримо то, что многие из малорусских детей на столько же понимают по-русски, как по-славянски, а что сказали бы педагоги, если б вздумали русских детей обучать арифметике на славянском языке; облегчило ли бы это или увеличило бы труд учеников?» [2, С. 54-56].

Кроме указанных выше книг наши пользователи могут познакомиться и с другими трудами выдающегося педагога: «История Востока, Греции и Рима для обучения и самообразования» (1878), «Итоги народного образования в европейских государствах» (1879), «300 письменных работ» (1907). Надеемся, что в педагогическом наследии Николая Александровича Корфа современный учитель откроет для себя что-то новое и познавательное.

Елена Фетисова

Источники:

Бондар Л. Внесок М. О. Корфа у вітчизняну педагогіку (до 175-річчя з дня народження) // Педагогіка і психологія. – 2009. - №2. – С. 5-12

Корф Н. Земский вопрос (о народном образовании) / Н. А. Корф. – Санкт-Петербург: Склад в кн. маг. для иногородних: Тип. А. Головачева, 1867. – 64 с.

Корф Н. История Востока, Греции, Рима: для обучения и самообразования / Н. А. Корф. – Санкт-Петербург: Тип. (бывшая) А. М. Котомина, 1878. – [2], XVIII, 203 с.

Корф Н. Итоги народного образования в европейских государствах / Н. А. Корф. – Санкт-Петербург: Тип. М. А. Хана, 1879. – 141 с.

Корф Н. Наш друг: книга для чтения учащихся в школе и дома и руководство к начальному обучению родному языку / сост. бароном Н. А. Корфом . – Санкт-Петербург: Издание Д. Е. Кожанчикова : Тип. М-ва внутр. дел, 1871. – XXX, 360, 8 с.

Корф Н. Русская начальная школа: руководство для зем. гласных и учителей сел. шк. / Н. А. Корф. – 3-е изд., вновь испр. и доп. – Санкт-Петербург: изд. Д. Е. Кожанчикова: Тип. М-ва внутр. дел, 1871. – XXI, 348 с.

Корф Н. 300 письменных работ: задачи для самостоят. упражнений в письме учеников всех трех отд-ний нач. шк. / Н. А. Корф. – 6-е изд. – Санкт-Петербург: тип. М. Меркушева, 1907. – 48 с.

Сєводнєва К. Виникнення та діяльність «корфівських» шкіл у запорізькому краї ХІХ ст. // Український психолого-педагогічний науковий збірник. – 2016. – №8. – С. 144-147.

Портрет Н. А. Корфа : [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://resource.history.org.ua/cgi-bin/eiu/history.exe?&I21DBN. - Загол. с экрана. 

Комментарии

Напишите свой комментарий

Календарь событий

     12
345 6 789
1011121314 15 16
1718 19 20212223
24252627282930