Автографы от шестидесятников
Творчество поколения шестидесятников – одно из самых ярких явлений украинской культуры, наиболее громко заявившее о себе в литературе. В нашей библиотеке хранится небольшая подборка книг с автографами поэтов-шестидесятников.
Часть изданий – из коллекции книг с автографами херсонского журналиста Давида Файнштейна. Автограф от Николая Винграновского, в котором он желает маленьким херсонцам «добра и счастья», сохранился на сборнике детских стихов «Мак» (К., 1973). Настоящим артефактом в коллекции Файнштейна можно считать редкое фото, на котором М. Винграновский раздает автографы херсонским школьникам. Фото сделано Т. Гаценко и датировано примерно 1960-ми годами. К числу ценностей можно отнести и письмо, адресованное Давиду Ильичу, в котором писатель сообщает о выходе детской книги. И хотя Винграновский ассоциируется прежде всего как один из выдающихся писателей-шестидесятников, известный деятель в области киноискусства, Государственную премию Украины им. Т. Шевченко он получил за произведения для детей.
Кино было творческим пристрастием Николая Степановича. Ему посчастливилось быть учеником Александра Довженко, от которого почерпнул бесценный опыт режиссерского и актерского мастерства. А вот к своей принадлежности к литературному поколению шестидесятников писатель относился с равнодушием: «Я входив у літературу разом з Драчем, Дзюбою, Світличним, трохи раніше заявила про себе Ліна Костенко. Але від того, що мене називали і називають шістдесятником мені не холодно і не жарко. Думаю, що коли входив би в літературу в 1940-ві роки, чи в теперішньому столітті, нічого б не змінилося, бо все залежить від людини. Інша справа - реалізувати написане. Адже мене могли друкувати, запрошувати на вечори, а могли послати на Колиму чи в Магадан, як це з багатьма і трапилося. Відмінність тільки в цьому. У 1960-ті ми себе реалізували, але це залежало від тодішньої політичної ситуації: Хрущов, потепління, можливість вільно дихнути. Але це дихання було лише зверху, бо врешті все залишалося так, як було. Просто нам пощастило, бо якби ми вступили в літературу в кінці, скажімо,1930-х, нас би спіткала доля Івана Багряного, Леся Курбаса, Тодося Осьмачки, Євгена Плужника та багатьох інших. Добре, що хоч третина з нас залишились у літературі» [3].
В коллекции Файнштейна сохранились и две книги с автографами от Д. Павлычко: «Гранослов» (К., 1968), «Хліб і стяг» (К., 1968). В сборнике «Гранослов» Павлычко продолжает начатую неоклассиками традицию интеллектуальной лирики – изящной, классически совершенной, ярко метафорической. В своей поэзии Дмитрий Васильевич раскрывает тему любви, гармонии человека с природой. В цикле «Білі сонети» поэт затрагивает проблему свободы творчества, выражает мнение о том, что идейное звучание поэзии более важно, чем удачно подобранная рифма:
В 1989 году, во время визита в Херсон, подарил читателям нашей библиотеки сборник своих стихов «Теліжинці» Иван Драч. Тележинцы – родное село поэта, которое было основано на месте греческого города, разграбленного татарами. В стихах этого сборника чувствуется теплая любовь поэта к своей маленькой родине, искреннее восхищение ее жителями. Немало поэтических мыслей Драча не теряют своей актуальности и сегодня:
Всей своей деятельностью, всей жизнью своей и творчеством Иван Драч именно пытался «виводити із катакомб народ свій». К сожалению, не суждено ему было завершить свое дело так, как мечталось. Улетела душа поэта за горизонт в этом году жарким июньским днем. Но его творческое наследие, как главный памятник, остается с нами. Остается с нами и его автограф «Від серця ...» на подаренной ним книге.
Пожалуй, именно книги являются лучшим памятником для тех, кто работал со Словом. И не только умершим, но и живым.