Главная Книговедческая мозаика Особенности украинских старопечатных изданий XVI-XVII вв.

Особенности украинских старопечатных изданий XVI-XVII вв.

05.07.2020 13:20

Первые деятели украинской печатной книги имели возможность использовать опыт Ивана Федорова ([15?] – 1583). Так, шрифт, который отлил Федоров (кириллица, близка к полууставу), был образцом для основного шрифта украинских старопечатных книг. Организация страниц изданий Федорова продолжила традиции рукописных книг, в частности, это верстка на две полосы, использование вязи в заголовках.

Через некоторое время печатные книги заметно изменились. Они уменьшились в размере: кроме фолиантов, начали издавать книги, отпечатанные на четвертую часть листа. Красную краску стали использовать значительно реже. Она сохранилась на начальных страницах, иногда красным выделяли текст внутри. Вязь постепенно сменилась растительным орнаментом.

Довольно рано в украинских изданиях появилась пагинация (нумерация страниц), но вместе с тем сохранились кустоды (помещенное в конце страницы слово, с которого начинается следующая страница).

В украинских старопечатных изданиях XVI в. появились титульные листы – «форты». Впервые титульный лист в украинской книге был использован Иваном Федоровым в «Новом Завете» (Острог, 1580). В целом титульный лист в украинских изданиях выполнял несколько функций. Во-первых, он облегчал процесс пользования книгой, поскольку сразу знакомил читателя с основными сведениями (автор, название, год и место издания). Кроме справочной функции, титульный лист нес определенную художественно-эстетическую нагрузку. Печатники стремились к тому, чтобы титульная страница была «лицом» книги, которое раскрывало ее содержание. Поэтому титул изготовляли с особой тщательностью, часто украшали гравированной рамкой.

В художественном оформлении книг использовали технику деревянной и металлической гравюры. Исследователь И.Каганов (1898-1981) выделил четыре типа гравюр в украинских книгах XVI-XVII вв.:

1. Гербы. Их размещали на обороте титульного листа или в конце книги. Обычно делали оттиск герба лица, которому посвящали издание, или составителя книги. Гербы довольно часто имели сложную композицию, дополнялись надписями.

2. Фронтисписы и шмуцтитулы. Они также имели сложное композиционное строение, были перегружены аллегорическими фигурами и сценами.

3. Заставки и концовки. Сначала они копировали рукописные образцы, затем эволюционировали в гравюры с изображением сценки или портрета в стилизованном лиственном обрамлении.

4. Иллюстрации на страницах книги. Они облегчали усвоение текста, который не всегда был достаточно понятен для читателя. Для украинской печатной книги характерно наличие мелких по размеру гравюр, заверстанных в текст. Сюжеты этих рисунков связаны с содержанием книги. На больших иллюстрациях на всю страницу обычно изображали евангелистов [1, с. 128-130].

Таким образом, создатели украинских старопечатных книг XVI-XVII вв. заботились не только о содержании изданий, но и об оформлении книг, изготавливая их эстетически привлекательными и удобными в использовании.

Елена Фетисова

Источник:
Каганов І. Українська книга кінця ХVІ-ХVІІ століть. – Харків: Видавництво книжкової палати УРСР, 1969. – 144 с.
Иллюстрация «Евангелион». Львов. 1644. Титульная страница. / Каганов І. Українська книга кінця ХVІ-ХVІІ століть. – Харків: Видавництво книжкової палати УРСР, 1969. – С.120.

Комментарии

Напишите свой комментарий

Календарь событий

    1 234
5 67891011
12 13 1415161718
19 20 2122232425
26 2728293031