Главная Книговедческая мозаика Кинооператор Анатолий Головня

Кинооператор Анатолий Головня

17.05.2015 16:09

Кинолюбителям и людям старшего поколения наверняка известен один из шедевров советский кинематографии – фильм «Мать» (1926), некогда получивший всемирную известность и признание. В свое время он был назван одним из лучших фильмов всех времен и народов. Фильм был поставлен известным кинорежиссером Всеволодом Пудовкиним (1893-1953) по сценарию Натана Зархи (1900-1935).

Оператор фильма Анатолий Головня (1900-1982), уроженец Симферополя, один из пионеров советского кинооператорского искусства. В то время он был еще совсем молодым, но весьма способным человеком, полным идей и творческих планов. Творчество мастера развивалось в плодотворном сотрудничестве с В. И. Пудовкиним. В послужном списке А. Д. Головни такие известные киноработы как «Механика головного мозга», «Мать», «Адмирал Нахимов», «Суворов», «Потомок Чингис-Хана» и многие другие. Его основным творческим кредо была жизненная правда. В своих работах ему удавалось доносить до зрителей динамику и выразительность экранного действа, органически вплетать изобразительную линию фильма в драматургию сюжета.

Профессиональное мастерство он оттачивал и шлифовал не только на киноплощадках. В 1926 г. Анатолий Головня окончил операторский факультет института кинематографии (ВГИК), впоследствии стал преподавателем этого вуза (1934), в 1939 г. – профессором, а в 1966 г. – доктором искусствоведения. Творческие достижения мастера были оценены государством. В 1935 году ему было присуждено звание «Заслуженного деятеля искусств РСФСР». Он лауреат двух Сталинских премий (1947, 1957).

Но совсем немногие знают, что детские и юношеские годы будущего кинематографиста прошли на Херсонщине. Как писал сам Анатолий Дмитриевич в автобиографическом сборнике «Экран – моя палитра», родился он 2-го февраля 1900 года в городе Симферополе. Семья рано лишилась отца, поэтому из Симферополя им пришлось уехать. На Херсонщине проживал брат матери. Мать устроилась на работу машинисткой в Херсонское земство, а после революции – в управление водного транспорта. Дядя Анатолия был сельским учителем, поэтому мальчик был отправлен к нему на весь учебный год. Обучение велось на двух языках – русском и немецком. В селе жили этнические немцы. В восемь лет Анатолий завершил свои «начальные университеты» в сельской школе. Нужно отметить, что он уже в то время хорошо владел немецким языком.

Завоевывать вершины знаний Анатолий Головня продолжил в 1-й мужской Херсонской гимназии. У матери Анатолия не было средств на учебу, жили они более, чем скромно. К счастью, опеку над мальчиком взяли на себя родители одного из его соучеников. Учебники и минимум одежды предоставляла гимназия в качестве своеобразной стипендии. А учиться нужно было хорошо, иначе он был бы лишен стипендии. Головня вспоминал, что ему не раз приходилось кулаками защищать честь и достоинство, отстаивая право на учебу. В гимназии учились преимущественно дети обеспеченных горожан, которые частенько обижали новичков. Но, тем не менее, гимназию, которую он окончил в 1919 году, Головня вспоминал с благодарностью.

Еще в годы учебы в гимназии Анатолий с молодой горячностью приобщился к революционной борьбе, стал членом херсонского революционного кружка «Либерта». В 17-20 – х гг. он состоял членом различных молодежных союзов, работал в сельском хозяйстве (трактористом), боролся с бандитизмом. По окончании гимназии Анатолий Головня поступил учиться в Политехнический институт (ныне Государственный аграрный университет), одновременно продолжая работать.

В 21-ом году Херсонщину охватил массовый голод. Многие вынуждены были покинуть голодный город. Анатолий с матерью тоже оставили Херсон, а когда вернулись, то город показался ему совсем чужим. Все его знакомые и ровесники разъехались, близкие друзья отправились в Москву. Он также решил искать лучшей жизни вместе с друзьями. Планировал поступать в Тимирязевскую академию, его интересовала механизация сельского хозяйства, но судьба распорядилась иначе. В Тимирязевку он не попал, зато поступил в Техникум кинематографии и стал кинооператором.

В отделе редких и ценных изданий хранится небольшая по объему книжечка, но она бесценна по своему содержанию, и отмечена автографом выдающегося мастера кинооператорского искусства. Это повествование о творческом пути Анатолия Головни «Экран – моя палитра» (М., 1971). На титульном листе рукой автора выведено: «Друзьям, товарищам и милой моему сердцу херсонской молодежи от автора. Заслуженный деятель искусств, Лауреат Государственной премии, профессор, доктор искусствоведения А. Головня. 5 /VI 72».

Если вы увлечены историей кино и вас заинтересовал очерк об А. Д. Головне, тогда вам – к нам! В отделе редких и ценных изданий вы сможете приобщиться к более близкому знакомству с нашими раритетами

Источники:
Головня А. Д. Экран – моя палитра: рассказ о творческом пути. – М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1971. – 39 с.

 

Ольга Сак

Комментарии

Напишите свой комментарий

Календарь событий

    1 2 3
456 7 8910
1112 13 14151617
1819 20 21222324
25262728293031