Главная Книговедческая мозаика Альбом украинского кино

Альбом украинского кино

30.03.2021 12:04

Когда впервые в наши руки попал «Альбом украинского кино» (Киев, 1928), мы интуитивно поняли, что перед нами – раритет. Книга сама по себе уже является библиографической редкостью не только по году издания, но и потому, что была издана Всеукраинским фотокиноуправлением (ВУФКУ).

ВУФКУ было создано 13 марта 1922 г., объединив в себе все аспекты кинематографической отрасли – киностудии, кинопрокат, кинопромышленность, кинообразование и кинопресса. За короткий период своего существования – 1922-1930 гг. – ВУФКУ выпустило более 140 игровых фильмов (из них около 60 работ полностью утрачены), несколько неигровых лент и журналов кинохроники, десятки анимационных мультипликатов.

Начиная с 1927 г. с украинскими фильмами начали знакомиться иностранные зрители, а в зарубежной прессе появляются регулярные публикации об украинском кино. Руководство ВУФКУ стремилось к тому, чтобы отечественные фильмы выходили на международный рынок, поэтому «Альбом украинского кино», изданный параллельно на украинском и французском языках, можно рассматривать как своеобразную рекламу кинематографической продукции: «Випускаючи цей перший альбом української кінематографії, маємо за своє завдання показати все краще, що його має наше кіно» [1; С. 6].

Книга открывается кратким предисловием, а затем размещены «Портрети українських фільмарів і кадри з фільмів». В частности, это режиссеры А. Долженко, Г. Гричер, Д. Вертов, П. Долина, А. Лундин, А. Соловьев, Г. Стабавий, Г. Тасин, М. Терещенко, П. Чардынин; художник В. Кричевский; актеры и актрисы А. Бучма, М. Дюсиметьер, И. Замычковский, Нина Ли, Н. Надемский, П. Отава, С. Свашенко, Ю. Солнцева; операторы Д. Демуцкий, Б. Завелев, М. Кауфман.

Дополняют альбом кадры из фильмов «Арсенал», «Звенигора», «Джимі Гіґґінз», «Одинадцятий», «Тарас Шевченко», «Два дні», «Крізь сльози», «Тарас Трясило», «Проданий апетит», «Марійка», «Василина», «Алім», «Буря», «Микола Джеря». Фото фильмов сопровождаются описанием творческих групп и актерского состава. Среди названных лент должного внимания французских кинокритиков удостоились «Арсенал», «Звенигора», «Одинадцятий», «Тарас Трясило», «Проданий апетит». Скажем, «Арсенал» высоко оценил французский писатель и журналист Анри Барбюс (1873-1935), который считал, что фильм «належить до високої класи визначних кінематографічних творів» [2; С. 256]. Завершают альбом три фотографии строительства Киевской кинофабрики ВУФКУ, которая сооружалась как самая большая и самая современная киностудия во всей Европе.

Деятельность ВУФКУ – яркая и одновременно трагическая страница украинского искусства. Украинские кинематографисты смогли создать качественный контент, достигли международного признания. Однако 9 ноября 1930 г. ВУФКУ было ликвидировано.

Предлагаем вам, уважаемые пользователи, познакомиться с самыми яркими страницами украинского кино и его деятелями в нашем видеоролике.

Елена Фетисова

Источники:
1. Альбом українського кіно, Album du cinema ukraїnien. – Київ : ВУФКУ, 1928. – 51 с.
2. Брюховецька Л. Українська кіноіндустрія і світовий ринок: точки перетину // Всесвіт. – 2017. - №1-2. – С. 248-257.
3. ВУФКУ. Lost&Found [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://vufku.org/ (дата звернення 01.02.2021). – Заголовок з екрану.
4. Госейко Л. Слідами українських фільмів часів ВУФКУ у французькій кінопресі // Кінотеатр. – 2019. - №3. – С. 42-44.

Календарь событий

   1234
567 8 91011
12131415161718
19202122232425
2627282930