Главная Книговедческая мозаика Херсонский период жизни композитора Сергея Владимировича Юферова

Херсонский период жизни композитора Сергея Владимировича Юферова

29.05.2020 13:23

«Сергей Югорский», «ЭСС IV, ЭСС ИУ» – это все он – Юферов Сергей Владимирович (1865-1927). Бывший херсонец, потомок дворянского рода, композитор, исполнитель, музыкальный критик. Вместе с тем, в современной культурной среде он является фигурой малоизвестной и в какой-то степени таинственной, признание к которому возвращается почти спустя столетие. Энциклопедические дореволюционные издания и онлайн ресурсы предоставляют довольно краткую и однообразную информацию о жизни и творчестве Юферова. Однако даже факт включения в них является показательным в смысле значимости самой личности музыканта и его творческого наследия.

В октябре (ноябре?) 2020 г. С. В. Юферову исполняется 155 лет со дня рождения. Так совпало, что почти в унисон с этой датой готовятся к печати исследования современных искусствоведов Зои Дмитриевой и Юрия Кружнова, посвященные музыкальному искусству ХIХ-начала ХХ в., в том числе и творчеству С. В. Юферова, как композитора и исполнителя. А в 2015 году к 150-летию Юферова вышла обстоятельная публикация кандидата искусствоведения Татьяны Неровной, посвященная творчеству нашего бывшего земляка.

Доподлинно неизвестно, с какой регулярностью композитор наведывался в Херсон. Но, имеющиеся архивные документы и газетные публикации, хронологические рамки которых очерчены 1901-1917 годами, отображают определенную картину его пребывания в нашем провинциальном городе.

На страницах первой частной херсонской газеты «Юг» за 1901 год от 28 октября можно увидеть объявление о том, что «Некто Юферов в текущем году приобрел от К. И. Спозито сад и плавни в окрестностях Херсона, на берегу Днепра, за Каторжной балкой» [5]. Не исключено, что эта дата и может быть отправной точкой в «херсонском периоде» Сергея Владимировича.

Известно, что родился Сергей Юферов в Одессе в 1865 году. Члены большой семьи Юферова, в частности прадед, Семен Андреевич Юферов (1772-1863), который первым и получил потомственное дворянское звание, приобретенное чином военной службы, и один из его сыновей – Дмитрий Семенович Юферов (18? -1855), генерал, герой Крымской войны (1853-1856), погибший при обороне Севастополя, были непосредственно причастны к истории нашего Южного края. Большая часть жизни прадеда, примерно с 1791 года, была связана с Черноморским флотом, а женат он был на дочери одного из устроителей Херсонской крепости Марии Карловне фон Гакс. По роду деятельности он служил и проживал периодами в Санкт-Петербурге, Одессе (1806-1852), в течение 1801-1805, 1853-1856 годов – в Николаеве. За свою доблестную службу и старания был неоднократно отмечен высокими наградами государства. Один из сыновей – генерал Дмитрий Юферов – некоторое время владел имением в Кизомысе (село в Херсонской области). Что случилось с поместьем и семьей генерала после его героической гибели, не известно. Интересно, имел ли какое-то отношение к усадьбе своего знаменитого родственника композитор? Как утверждает один из анонимных херсонских исследователей, именно там находилась знакомая местным краеведам «Юферова дача» или «Югорская дача», как ее называли. Но здесь можно поспорить по этому поводу.

В документах, хранящихся в госархиве Херсонской области, обращает на себя внимание квитанция за 1913 год об удержании земского сбора именно «за землю по Веревчиной балке» у Кизомыса, адресованная Сергею Владимировича Юферову. Однако в другом документе – заявлении Юферова от 19 августа этого же года в Херсонскую уездную земскую управу – он отрицает наличие других жилых домов, кроме собственной дачи у Киндийских хуторов, где он проживал и был владельцем 40 десятин земли. [3, л., 59, 55-56].

Сведения о том, где проходили детские годы будущего композитора, что и кто именно формировал его как творческую личность, к сожалению, отсутствуют. Остается лишь предполагать. Вероятно, близость его родных к  музыкальным кругам и дворянское воспитание, предусматривющее достойное разностороннее образование, сыграли свою роль. Отец будущего композитора, Юферов Владимир Николаевич (18? – 1918 гг.), бывший одесский прокурор и банковско-промышленный деятель, был близким другом дома Чайковских и товарищем самого Чайковского по училищу Правоведения. Возможно, совсем не случайно старший сын затем выбрал музыкальную стезю, а позже почти одновременно с Чайковским написал оперу «Иоланта».

Младший брат Сергея Юферова Дмитрий Владимирович Юферов (1869-1936) родился уже в Павловске под Санкт-Петербургом. Возможно, что семья Юферовых во второй половине 1860-х годов и перебралась из Одессы в Северную столицу, где поселилась на улице Сергиевской 63, о чем свидетельствует «Дворянский адрес-календарь» за 1897 год.

Учился Сергей Владимирович в Москве и Санкт-Петербурге. Музыкальное образование получил под руководством известного российского дирижера и композитора М. С. Кленовского (1857-1915). Его наставниками и сподвижниками были также такие известные музыканты, как А. К. Глазунов (1865-1836), Н. А. Губерт (1840-1888) и Г. А. Ларош (1845-1904) в Москве. Юферов является автором опер «Мирра», «Иоланта», «Антоний и Клеопатра», былины для соло, хора и оркестра «Илья Муромец», симфонических, фортепианных и вокальных произведений.

Столичные музыкальные критики того времени довольно снисходительно относились к творчеству молодого, «плодовитого», но малоизвестного московского (как тогда писали о нем) композитора. Отмечая художественную индивидуальность творческого стиля Юферова, эпичность форм, склонность к нежной лирике, вместе с тем, указывали на влияние Гуно и Вагнера в творческой манере автора. Однако, постановка как оперы «Иоланта», выдержавшая 2 сезона (первая в Панаевском театре в Москве (1893), вторая – в Санкт-Петербурге в Аркадии (1901), так и былины «Илья Муромец» в исполнении придворного оркестра в Санкт-Петербурге (1902), имели успех у публики, несмотря на все придирки критики. Один из рецензентов даже отметил, что Юферов родился под счастливой звездой [10].

Зачастую композитор был вынужден издавать собственные произведения за свой счет, впрочем, как и многие другие сочинители. На страницах журнала «Театр и искусство» за 1902 год один из рецензентов сетовал на распространенную тогда практику принимать в печать большое количество «музыкального хлама», а талантливые авторы оставались без внимания издателей, в том числе и С. В. Юферов. Автор рецензии довольно высоко оценил романсы и вокальные дуэты музыканта, а также акцентировал внимание на том, что издателям следовало бы уделить более пристальное внимание начинающему композитору и изданию его сочинений [11].

В нашей библиотеке хранится 40 экземпляров произведений классиков французской литературы из домашней библиотеки С. В. Юферова, о чем мы неоднократно писали в своих предыдущих публикациях. А периодические издания начала ХХ в. из фондов библиотеки, в том числе журналы «Театр и искусство», местные газеты «Родной край» и «Юг» содержат отдельные материалы о творческих достижениях композитора как в Москве, так и в нашем городе.

Первые упоминания о профессиональной деятельности С. В. Юферова в Херсоне встречаются на страницах газеты «Родной край» с 1906 года. Возможно, более или менее регулярное пребывание композитора именно в этот период в провинциальном Херсоне было связано с открытием здесь в 1905 году Херсонского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), а при нем – музыкальных классов. Возглавил эти классы выпускник Санкт-Петербургской консерватории, дирижер и блестящий исполнитель Яков Владимирович Дюмин. Именно усилиями Я. В. Дюмина и были заложены основы профессионального музыкального образования на Херсонщине. К работе в музыкальных классах Херсонского ИРМО приглашались известные музыканты – выпускники ведущих консерваторий России и Западной Европы. Возможно, что таким образом сюда мог быть приглашен и Юферов. Что интересно, занятия в музыкальных классах велись по программе и учебным планам Санкт-Петербургской консерватории. Это говорит о том, что уровень преподавания в музыкальных классах и профессиональная планка самих преподавателей были достаточно высокими и амбициозными. Среди преподавателей были такие известные музыканты, как И. А. Харламов, Е. М. Яшиш, С. Н. Федорович, А. И. Пеллегрини, К. М. Мюллер, М. А. Мюллер.

Энтузиазм Я. В. Дюмина и педагогического коллектива вылился в кипучую деятельность по созданию целого симфонического оркестра. Была сформирована и хоровая капелла. А для подготовки дирижеров хоровых коллективов были организованы трехлетние регентские курсы.

Одобрительной заметкой в херсонской газете «Родной край» отозвался Сергей Юферов о проведенном в марте 1906 года первом симфоническом концерте, возглавляемым Дюминым. А уже следующий симфонический концерт состоялся в апреле этого же года при участии и под управлением самого композитора.

В отчете дирекции Херсонского отделения ИРМО за 1905-1906 годы имеются сведения о приглашении С. В. Юферова для управления 2-м симфоническим оркестром. Вместе с другими музыкантами и исполнителями композитор принимал участие в этом концерте безвозмездно.

Газетные объявления и новости, освещавшие культурную жизнь Херсона в этот период, неоднократно подчеркивали благотворительный характер организованных концертов. Такие объявления встречаются во многих номерах газеты «Родной край» на протяжении 1906-1914 годов. Так в марте 1914 года был устроен экстренный музыкальный вечер в пользу заболевшего музыканта, на котором исполнялась новая балетная сюита С. В. Юферова под его же собственным управлением. В концерте принимали участие преподаватели уже не музыкальных классов, а музыкального училища, реорганизованного в среднее учебное заведение 1 сентября 1908 г.[4].

Следует отметить, что в отличие от довольно предвзятых столичных критиков, херсонские газетчики с пиететом отзывались как о музыкальных произведениях С. В. Юферова, так и о самом композиторе, отмечая «талант крупной величины», а что касалось сюжетов и тем, то «темы всех его произведений рельефны, ярки, характерны и особенно интересны, благодаря своей оригинальности и новизне». Комплиментарно отзывались провинциальные критики и об особенностях исполнительской манеры композитора. «Как исполнитель-пианист г. Юферов также представляет собой крупную единицу. Его игра не только художественна и богата оттенками, но в ней всегда слышится полный красивый тон, богатая техника, сила удара и прекрасное туше».

Один из херсонских рецензентов, вспоминая об исполнении Юферовым своих произведений, таких как трио C-Moll, «Соната», «Три романса», «Новые арабески», «Алжирская фантазия», «Песня лебедя», указывал на органичное сочетание авторского таланта и исполнительского мастерства композитора. А концерт, данный Юферовым в зимнем сезоне 1909 года, назвал одним из самых выдающихся [2].

Полосы херсонской городской газеты того периода пестрели объявлениями о продаже новых иностранных изданий музыкальных произведений Юферова в частном магазине М. О. Шаха. Херсонские музыканты довольно часто исполняли произведения композитора на местных концертах, вечерах камерной музыки, проходивших под эгидой Херсонского отделения ИРМО. Главными камерными жанрами стали фортепианные квартеты, трио и разнообразные дуэты.

Исполнительскую концертную деятельность Юферова можно отследить по объявлениям на страницах местной периодики до 1917 года. Следует напомнить, что местные музыканты совмещали свою артистическую деятельность с педагогической, тем самым распространяя музыкальную культуру среди широкой общественности. Поэтому, вклад самого композитора в развитие музыкальной культуры начала ХХ в., в дело воспитания тонкого музыкального вкуса среди различных слоев общества, а тем самым в развитие культуры вообще, более, чем очевиден.

Сергей Владимирович не только сочинял музыку, концертировал, дирижировал, был блестящим исполнителем. Он еще и писал, занимался музыкальным правом. Его перу принадлежат печатные работы по музыкальному праву «Материалы по вопросу о выработке нового положения об авторском музыкальном праве» (СПб., 1896), критический очерк «Рихард Вагнер и его трилогия «Кольцо Нибелунга» (М., 1889) и другие, а также публикации в периодических изданиях конца XIX-начала ХХ в.

География изданий музыкальных произведений композитора довольно обширна: Россия (тип. Л. и А. Снегиревых, тип. А. Бенке), Германия (G. Schrimer, Zimmermann), Италия (G. Ricordi & C., W. Bessel & Cie). Ноты музыкальных произведений Юферова и отдельные экземпляры книг хранятся ныне во многих крупных библиотеках мира: Российской государственной библиотеке, Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке, Библиотеке Конгресса (США, Вашингтон), в национальных библиотеках Литвы, Латвии, Польши, Германии, Португалии и Чехии. Один из лучших бесплатных онлайн ресурсов классической музыки Музыкальная библиотека Петруччи предоставляет сейчас полный доступ к оцифрованному наследию композитора.

Все упоминания о Юферове на территории бывшей империи, в том числе и в Херсоне, прерываются в 1917 году. В феврале 1917 он еще пытался баллотироваться в Херсонскую городскую думу. Чем завершились эти попытки, уже неизвестно. Последний раз имя Юферова возникло на страницах местной прессы в июне 1917 г., но довольно по курьезному поводу – попытке ограбления дачи композитора шестью злоумышленниками в солдатской форме. Но сторож помешал этому.

Если судить по документальным источникам, можно сделать вывод, что композитор С. В. Юферов не просто бывал в наших южных краях наездами, а жил, творил и работал здесь достаточно продолжительное время. К сожалению, дальнейшая судьба композитора после 1917 года нам не известна. Современные исследователи его творчества высказывают предположение, что он мог эмигрировать в Германию. Поэтому, исследования и дальнейшие поиски будут продолжаться.

Ольга Сак

Источники и литература:
1. Герб рода Владимира Юферова [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://gerbovnik.ru/arms/2346.html (дата звернення 26.05.2020). – Заголовок з екрану
2. Концерт композитора Юферова //Родной край. – 1909. – №277. – 30 дек. – С. 4
3. Листування статського радника С. В. Юферова… (ДАХО). Ф. 5. Оп. 1. Спр. 36. 109 арк.
4. Музыкальный вечер в пользу больного музиканта…// Родной край. – 1914. – 13 дек. (№787). – С. 1.
5. Некто Юферов… : [Юферов С. В., о нем] // Юг. – 1901. – 28 окт. (№1048). –  С. 5
6. Отчет Херсонского отделения императорского русского музыкального общества и состоящих при нем музыкальных классов за 1905-1906 год: (с 1 сентября 1905 г. по 1 сентября 1906 г.). – Херсон: Тип. Херсонского губернского правления, 1907. – С. 5.
7. Отчет Херсонского отделения императорского русского музыкального общества и состоящих при нем музыкальных классов за 1906-1907 год. – Херсон: Тип. Херсонского губернского правления, 1908. – С. 24.
8. Попытка нападения на дачу Юферова /Родной край. – 1917. – 3 июня (№1490). – С. 3.
9. Сак О. Приватні зібрання у фондах Херсонської ОУНБ ім. Олеся Гончара / Бібліотечна планета. – 2008. – №2 (40). – С. 17-19.
10. Театр и искусство : еженед. ил. журн./ З. В. Тимофеева, А. Р. Кугель, О. Р. Кугель; изд. З. В. Тимофеева, ред. А. Р. Кугель. – Санкт-Петербург : Тип.  Т-ва «Труд», 1897.– . – 1900: / изд. З. В.  Тимофеева, ред. А.Р. Кугель. – №32.– С. 567
11. Театр и искусство : еженед. ил. журн./ З. В. Тимофеева, А. Р. Кугель, О. Р. Кугель; изд. З. В. Тимофеева, ред. А. Р. Кугель. – Санкт-Петербург : Тип.  Т-ва «Труд», 1897.– . – 1902: / изд. З. В. Тимофеева, ред. А. Р. Кугель – №13. – С. 277.
12. Энциклопедический словарь [Текст] / под ред. проф. И. Е.  Андреевского. – Санкт-Петербург: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1890-1907. – 24 см. Т. 41: Эрдан – Яйценошение. – 1904. – С. 460.
13. [Юферов В. Н., Юферов Д. В., о них] //Участники Белого движения в России. База данных 2. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://swolkov.org/2_baza_beloe_dvizhenie/pdf/Uchastniki_Belogo_dvizhenia_v_Rossii_27-Iu.pdf (дата звернення 26.05.2020). – Заголовок з екрану.
14. [Юферов Владимир, о нем] [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://biography.wikireading.ru/151757 (дата звернення 26.05.2020). – Заголовок з екрану.
15. [Юферов Семен Андреевич, о нем] //Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. – Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. – . – Т. 24: Щапов – Юшневский. – 1912. – С. 357.
16. [Юферов Сергей Владимирович, о нем] [Електронний ресурс].– Режим доступу: https://viaf.org/viaf/79833355/ (дата звернення 26.05.2020). – Заголовок з екрану.
17. [Юферов Сергей Владимирович, о нем] [Електронний ресурс].– Режим доступу: https://www.worldcat.org/identities/lccn-n88297620/ (дата звернення 26.05.2020). – Заголовок з екрану.
18. Юферов, Сергей Владимирович. Материалы по вопросу о выработке нового положення об авторском музыкальном праве. – Санкт-Петербург: Тип. правительствующаго сената, 1896. 30 с.; 24 cm. / История русской музыки. Том 10В. 1890-1917. Хронограф. Книга 2. С. 709. – Ранее в журнале Министерства юстиции
19. Юферов, Сергей Владимирович. Рихард Вагнер и его трилогия «Кольцо Нибелунга». – Москва: Тип. Л. и А. Снегиревых, 1889. – [8], 87 с.; 1 л. фронт. (портр.) 17 см. Перед загл. псевд. авт.: Эсс Иу.
20. Юферов С. В. По поводу симфонического концерта //Родной край. – 1906. – 15 марта (№22). – С. 3

Комментарии

Ольга
29.05.2020 19:12
Прекрасное глубокое научное исследование, достойное внимания как музыковедов,так и исследователей истории нашего края. Спасибо за кропотливый труд.
Admin
Дорогая коллега, благодарю за отзыв. Ваше мнение для меня всегда важно. Что касается музыковедов и исследователей, то для них и старалась. Через много лет наши заметки будут важными для них.

Напишите свой комментарий

Календарь событий

   1 2345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031