Сайт Музея книги является частью библиотечного портала lib.kherson.ua
Книговедческая мозаика
22.05.2019 12:28

Педагогическое наследие Николая Корфа в редких фондах Гончаровки
В 2019 г. исполняется 185 лет со дня рождения Николая Александровича Корфа (1834-1883) – выдающегося...

25.04.2019 12:07

Музей книги в контексте библиотечной жизни
Текущая неделя выдалась довольно насыщенной как для всей библиотеки, так и для отдела редких и ценных...

20.04.2019 13:03

Наши посетители
Библиотека – учреждение публичное. Ее универсальность доступна для всех категорий пользователей...


Гость | Войти
Версия для печати
Книговедческая мозаика > Загадки древнего свитка

Загадки древнего свитка

13.06.2015 10:01

В процессе эволюции одно из самых выдающихся изобретений человечества – книга претерпела много трансформаций и видоизменений. Одной из таких форм на определенном историческом этапе был свиток. К сожалению, наша библиотека не владеет сокровищами «старины глубокой», но копии артефактов ушедших столетий мы таки имеем. Один из таких раритетов – факсимильная копия папирусного свитка «Papyrus Berlin 3127» (Edition Leipzig, 1966). Его несколько лет тому назад подарил нам херсонский книголюб М.А.Емельянов. Оригинал хранится в Египетском музее в Берлине. Факсимиле свитка выполнено в точном соответствии с оригиналом – длиной 1 м. 72 см., а шириной 23 см. Данная рукопись содержит заупокойный текст эпохи Рамессидов (период Нового Царства, XVIII – XX династии египетских фараонов, 1580-1070 гг. до н.э.). Так называемые заупокойные тексты, священые тексты «Книги Мертвых» и другие культовые рукописные списки широко использовались при проведении обрядов захоронений в Древнем Египте.

«Книга Мертвых» – условное обозначение древних текстов, гимнов, заклинаний, которые были обязательным атрибутом в погребальных ритуалах у древних египтян. Название обусловлено тем, что именно в гробницах фиванского некрополя были найдены большинство копий. Папирусные свитки с заупокойными текстами укладывали в саркофаги рядом с усопшим и служили своеобразным путеводителем «души» в потустороннем мире. Считалось обязательным снабдить умершего списком магических формул, заклинаний и гимнов, которые были призваны охранять его от демонов во время путешествия в потустороннем мире.

Другая группа текстов, так называемые «путеводители по загробному царству» – «Книга о двух путях блаженного покойника», «Книга Амдуат», «Книга врат», «Книга пещер», «Книга проникновения в вечность» также были призваны обеспечить усопшему благополучное путешествие в царство мертвых. Тексты были богато иллюстрированы. А некоторые из них, например, «Книга Амдуат» содержали лишь одни иллюстрации. Рисунки схематически изображали преграды, которые предстояло пересечь усопшему, а также чудовищ, с которыми ему предстояло встретиться в царстве мертвых.

Древнеегипетские тексты могли быть написаны иероглифами, знаками иератического письма (своеобразный курсив иероглифов), а позднее – демотического. Иероглифы схематически изображали предметы или животных. Впоследствии древнеегипетская письменность перешла к более простым знакам письма – иератическим (ХІІІ – ІІ ст. до н.э.) В демотическом письме каждый из символов имел свое значение. Демотические письмена чаще всего употреблялись для записей временного характера. Характерной особенностью староегипетского письма, которую отмечал сам Геродот, было написание справа налево. Встречались такие папирусы, на которых текст был расположен слева направо, но сами знаки в нем писались и читались наоборот. Иногда попадались колонки текста, которые располагались друг навстречу другу.

Не одно поколение ученых ломало голову над расшифровкой старых египетских текстов. Древние египтяне высоко ценили грамотность и умение писать, считая писцов почти святыми. Египетский бог мудрости Тот считался изобретателем иероглифов, автором священных книг. Его и чествовали как хранителя библиотек и «писца» богов. Тота часто изображали в виде ибисоголового человека с письменным прибором в руках. Нужно отметить, что религия древних египтян носила культовый характер. Для нее было характерным обожествление всего окружающего – людей высшего сословия, живых существ, животных и птиц, предметов и т. д. Животные наделялись сверхприродными, магическими свойствами, им приписывалось бессмертие. Бог Гор уподоблялся соколу, Анубис – шакалу, Тот изображался в виде ибиса, Хнум – барана, Собек – крокодила, богиня Хатхор – коровы. Египтяне поклонялись не самому животному, а божественному духу, способному принимать разные формы существования. Широко был распространен культ быка, олицетворявшего бога плодородия и животворной силы природы. В ряде местностей бык считался воплощением солнечного бога Ра, в Мемфисе в нем видели бога Птаха, в Абидосе его связывали с культом Осириса. С последующим развитием древней египетской цивилизации боги стали приобретать человекообразный облик.

На нашем факсимильном свитке изображен фрагмент церемонии взвешивания сердца умершего человека на Весах Справедливости. Как правило, это кульминационный момент путешествия души в потустороннем мире. Традиционно на правой чаше весов изображалось перо богини Истины Маат. А человеческое сердце на левой чаше весов должно было весить легче пера, чтобы душа могла объединиться с Истиной. В предисловии к факсимильному изданию свитка отмечено, что автором древнего списка были сделаны ошибки в изображении некоторых символов, божеств и иероглифов. Но, тем не менее, общий контекст действа нам понятен.

В свитке воспроизведены многие из известных староегипетских религиозных символов. Раскрашенное изображение глаза со спиралевидной линией под ним, расположенное в левом конце списка, – эмблема сокологолового бога неба Гора, символ всевидящего глаза и единства космоса, целостности мироздания. Глаза Гора использовали в качестве амулета, отводящего зло. Глаз также часто изображали или высекали на египетских надгробных камнях для помощи мертвым в загробной жизни. Спираль под глазом символизирует энергию и вечное движение.
Скарабей, изображение которого четко видно в начале рукописи (справа), также считался в Древнем Египте священным существом и означал бессмертие. Фигурки жука в виде амулета носили и живые, и мертвые. В последнем случае жука клали в саркофаг или внутрь мумии – на место сердца, при этом на обратной, гладкой стороне его писали священные тексты, часто – тридцатую главу книги мертвые, убеждая сердце не свидетельствовать против покойника на потустороннем суде Осириса.

Цапля считалась символом воскресения и вечной жизни (прообразом птицы Феникс) и олицетворяла Бену – одного из начальных, никем не созданных богов – Ра или Атума. Согласно мифу, в начале сотворения Бену появился сам собой на возникшем из водного хаоса камне. 

Знак Анкх, который мы видим на руке Маат, объединял в себе два символа – крест, как символ жизни и круг, как символ вечности. Их сочетание символизировало бессмертие. Этот знак считался еще и своеобразным ключом, открывающим врата царства смерти. Нужно отметить, что древнеегипетские символы вообще имели множество значений и толкований.

Осуществив небольшой анализ символов в нашем факсимильном списке, можно составить определенное представление не только о верованиях и религиозной культуре древних египтян, но и вообще о культурных достижениях древней египетской цивилизации. Таким образом, дорогой читатель, если данная тема вас заинтересовала, то в отделе редких и ценных изданий вы сможете найти много полезного и любопытного по данному вопросу.

Ольга Сак


Источники:

1. Берлин Я. А. История книги: культурно-ист. очерк. Спб.: Изд-во О.Н.Поповой, 1966. – С. 25-37

2. Владимиров Л. И. Всеобщая история книги. – М.:Книга, 1988. – С. 8-21

3. Дюкудрє Г. Краткая история цивилизации. – Спб.: Тип. И.Н.Скороходова, 1895 -
Ч.1: Древний мир /пер. С фр. А.Позен; под ред. Д.А.Коропчевского. – 1895. –
С.20-47
4. История человечества: Всемирная история /сост. Проф. Г.Адлер, К.Арендт, Т.Ахелис и др.; ред. Д-р Г.Гельмонт. – Спб.: Кн. изд. Т-во «Просвещение», 1902 –
Т.3.: Западная Азия и Африка /д-ра Г.Винклера, К.Нибура и д-ра Г.Шурца; пер. Под ред. проф. В.В.Бартольда и прив.-доц. Б.А.Тураева. – 1903 – С.577-699

5. Керам К.М. Боги, гробниці та вчені: роман про археологію. – Львів: Артклас, 2008. – 574 с.

6. Маслова О.М. Рукописна книга. – К.: Державне вид-во України, 1925. – С.5-21

7.Народы мира в нравах и обычаях /пер. с англ. С.А.Ратнер-Штенберга, Е.Л.Петри, Ф.И.Павлова. – Пг.:Изд-во П.П.Сойкина, 1916. – С. 500-508

8. Овчінніков В. Історія книги: Еволюція книжкової структури. – Львів: Світ, 2005. – С. 26-29

9. Реклю Э. Земля и люди. Всеобщая география. – Спб.: Издание картографического заведения А.Ильина –
Вып.10 : Северная Африка, бассейн Нила. – Спб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1889. – [4], 543 с.

10. Реклю Э. Человек и земля /пер. с фр. – Спб.: Книгоиздат. П.П.Сойкина: Тип. П.П.Сойкина. –
Т.1: Первобытные люди; Древняя история / под. Ред. Ф.С.Груздева. – [1906]. –
С. 360-428

11. Энциклопедический словарь [Текст]: [в 82 т.] / начатый проф. И. Е. Андреевским [1-8 тт.], продолжается под ред. К. К. Арсеньева и засл. проф. Ф. Ф. Петрушевского ; при участии ред. отд.: С. А. Венгерова [и др.], изд.: Ф. А. Брокгауз (Лейпциг), И. А. Ефрон (СПб.). – СПб.: Тип. Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон, 1890 – .
Т. XV (29): Керосин – Коайе. – 1890. – С.456

 





Напишите свой комментарий
Ваше имя
E-mail (не будет опубликован)
* Текст сообщения

Вход