Сайт Музея книги является частью библиотечного портала lib.kherson.ua
Книговедческая мозаика
14.09.2017 17:47

Кроссворд по-библиотечному
Знаменательная для жизни библиотеки дата – 145 лет со времени основания – хороший повод для...

13.09.2017 12:42

Привет из прошлого: к 145-летию со дня основания Херсонской общественной библиотеки
Золотой сентябрь перелистнул уже 145 страницу летописи библиотечной жизни. И теплые осенние дни напоминают...

30.08.2017 11:52

«Сія святая и боговдохновенная книга…»
Библиотечная коллекция кириллических изданий весьма немногочисленна, но каждый ее экземпляр для нас на...


Гость | Войти
Версия для печати
Книговедческая мозаика > Из коллекции экслибрисов

Из коллекции экслибрисов

09.08.2017 10:14

Искусство экслибриса никогда не перестанет восхищать нас, сотрудников отдела редких и ценных изданий, своим изяществом, мастерством исполнения и содержанием. Точно так же никогда не перестанут интересовать книги с «историей», которые ранее принадлежали кому-нибудь. Между этими двумя вещами – прямая связь, потому что именно экслибрис (лат. Ех libris – из книг) – книжный знак – указывает на принадлежность книги тому или иному лицу, книжному собранию или библиотеке.

Неизвестно, как и когда именно попал в библиотеку исторический роман Оноре де Бальзака «Шуаны, или Бретань в 1799 году» (фр. Les Chouans ou la Bretagne en 1799) на французском языке. Переплет книги вторичный, из картона, штемпель библиотеки уже современного периода. Вполне вероятно, что экземпляр некогда был просто подарен библиотеке.

Имеющиеся в книге экслибрисы указывают на то, что у нее было несколько владельцев. Один из знаков – вензель, выполнен конгревным тиснением. Расположен он вверху титульного листа. Хитросплетения инициалов «Х.S.» или «S.X.» венчает [графская] корона, но не с девятью зубцами с жемчугом (попеременно высокие и низкие зубцы), как полагается по геральдическому статусу, а с тринадцатью. Хотя, как отмечают специалисты, в Испании, Франции и Бельгии центральный зубец и два боковых имели по три жемчужины. Но, вполне возможно, что это просто особенности художественной передачи изображения. Достаточно интересный знак, который еще предстоит всесторонне исследовать.

На авантитуле и титульном листе в противовес роскошно-кружевному вензелю разместился довольно аскетичный штамповый экслибрис – «E.TCHEDROVITCH». Рискнем предположить, что это экслибрис украинской скрипачки-виртуоза, композитора Елизаветы Щедрович (по мужу Ганкевич, 1884-1911).

Родом она из Александровска на Екатеринославщине (с 1921 г. Запорожье). Большая любовь к музыке определила всю ее жизнь. Состоятельные родители имели возможность обеспечить дочке соответствующее образование. В итоге за плечами юной Эли (так звали ее в семье) до 19 лет накопился солидный багаж музыкальных знаний и умений. Осталось позади обучение в Одесской Императорской музыкальной школе, а затем в Петербургской консерватории в классе известного скрипача и педагога Леопольда Ауэра, и в завершение учебы родители подарили молодой скрипачке настоящее сокровище – скрипку Страдивариуса.

Вершиной совершенствования музыкального образования Елизаветы Щедрович стало ее обучение у известного чешского мастера Отакара Шевчика (1852-1934), в классе которого она практиковалась в течение всего 1903 года. А с 1904 года началась активная концертная деятельность скрипачки. Она концертировала в Германии, Австрии, России, Моравии, Чехии, Украине. Творческая жизнь Щедрович была достаточно успешной, ей прочили блестящую музыкальную карьеру. Благодаря высочайшей технике и выдающейся музыкальности ее выступления воспринимались «на ура».

Еще во время учебы в Чехии Эли познакомилась с молодым юристом – галичанином Львом Ганкевичем (1883-1962), тогда еще просто студентом. В 1906 году они поженились и переехали во Львов. Рождение дочери Нины в 1907 году заставило молодую скрипачку прервать музыкальную карьеру и перейти на «преподавательские хлеба», поскольку родители были против этого брака и молодая семья осталась без родительской поддержки.

Некоторое время она преподавала в Музыкальном Институте им. Лысенко во Львове, а затем начала частную практику. Она часто выступала на различных музыкальных вечерах, написала несколько пьес на гуцульские темы и большую композицию «Верховина».

Коллеги-музыканты и знакомые Щедрович ценили ее не только как скрипача-виртуоза, но и как композитора. По выражению рецензентов, она «Божьей искрой спрятала в звуки скрипки свою нежную и глубокую душу» [3, с. 9].

К сожалению, музыка жизни самой Эли-Елизаветы умолкла очень рано, она умерла в двадцатисемилетнем возрасте по болезни. Муж с дочкой похоронили ее в родном городе. Творческое наследие скрипачки было передано украинскому композитору и музыковеду Станиславу Людкевичу (1879-1979). А ее муж – Лев Юлианович Ганкевич – известный украинский политический и общественный деятель, адвокат, публицист, активист социал-демократической партии в Украине так и не женился повторно. После смерти жены, которую он горячо любил, полностью посвятил свою жизнь политической и общественной деятельности.

Елизавета Щедрович-Ганкевич была незаурядной личностью, одной из тех, кто зажег пламя украинской музыкальной культуры в европейском пространстве. В статье тернополянина Р.Л.Закопця, посвященной влиянию чешской педагогики на становление скрипичной школы в Галичине (XIX – начало ХХ века), Елизавета Щедрович отмечена, как одна «из звезд первой величины на европейском скрипичном небосклоне» [2, с. 105].

Доподлинно неизвестно, могла ли принадлежать эта книга именно ей, но так хочется, чтобы так оно и было. По крайней мере, других Щедровичей мы пока не обнаружили. А высокий уровень образованности и культуры этой личности дает основание предполагать, что у такого человека могла быть библиотека. Возможно, наши догадки неверны. Во всяком случае, дальнейших поисков мы не прекращаем.

Ольга Сак

Источники:

1. Геральдика, короны [Електронний ресурс]. – Режим доступа: http://knifeblog.net/historical-reconstruction/crown-an-overview.htmlи (дата обращения 09.08.2017). – Название с экрана.

2. Закопець Р. Л. Вплив чеської педагогіки на становлення скрипкової школи в Галичині [Електронний ресурс] / Р.Л.Закопець // Наукові записки Тернопільського національного педагогічного університету імені Володимира Гнатюка. Сер. Мистецтвознавство. – Тернопіль : ТНПУ, 2012. – Вип. 3. – С. 102-108. – Режим доступа: http://www.irbis-nbuv.gov.ua/ UJRN/NZTNPUm_2012_3_19. (дата обращения 09.08.2017). – Название с экрана.

3. Соневицька Н. Єлисавета Щедрович-Ганкевич: забуті постаті / Н. Соневицька // Наше життя. – 2012. – Грудень. – С. 8-9.

4. Щедрович Єлизавета: [о ней] // Мистецтво України: біогр. довід. – Київ, 1997. – С. 665.





Напишите свой комментарий
Ваше имя
E-mail (не будет опубликован)
* Текст сообщения

Вход