Сайт Музея книги является частью библиотечного портала lib.kherson.ua
Книговедческая мозаика
10.07.2018 08:52

Автографы от шестидесятников
Творчество поколения шестидесятников – одно из самых ярких явлений украинской культуры, наиболее...

20.06.2018 10:06

Степан Крыжановский – литературовед и «средний поэт»
Степан Андреевич Крыжановский (1911-2002) – один из многих поэтов советской эпохи, известность...

11.06.2018 05:38

Открой для себя библиотеку
В жаркую летнюю пору библиотека может стать прекрасным пристанищем для всех желающих прикоснуться к вечному...


Гость | Войти
Версия для печати
Книговедческая мозаика > Медицинская реклама на страницах дореволюционных изданий

Медицинская реклама на страницах дореволюционных изданий

07.04.2018 08:18

Одной из наиболее популярных тематических групп рекламы является медицина и фармакология. Это и неудивительно, ведь проблема сохранения здоровья всегда звучит актуально, поэтому врачи и фармацевты активно пропагандируют собственную продукцию и услуги среди своих потенциальных клиентов. Как же выглядела медицинская реклама на страницах дореволюционных изданий? Давайте рассмотрим наиболее интересные образцы газетной рекламы этого периода.

Вот первая попавшаяся реклама многообещающе гласит: «Облатки Шевчика свободны от всякого постороннего привкуса; в воде быстро и так хорошо размокают, что даже малые дети их легко проглатывают». Что же такое облатки? Это устарелая лекарственная форма, капсула для приема неприятных на вкус порошковых лекарств. Облатки изготавливались из специального теста – смеси крахмала и крахмального клейстера. В современной фармакологии они заменены желатиновыми капсулами.

Реклама под названием «Оспенный телятник Живописцева в г. Орел», которая предлагает услуги вакцинации, не совсем понятна для современного читателя. В объявлении использовано изображение скульптуры «Эдвард Дженнер прививает своего сына». Дженнер (1749-1823) – английский врач, которому удалось одолеть натуральную оспу путем привития коровьей оспы. Этот метод оказался чрезвычайно эффективным, потому неудивительно, что в царской России некоторые земства занимались разработкой оспы в специальных «телятниках». С одного специально зараженного животного можно было собрать оспенной жидкости на 200-300 порций вакцин.

Своим художественным оформлением привлекает внимание реклама какао Ван Гутена. С этой продукцией связана довольно интересная история рекламного маркетинга. В ХІХ веке голландец Конрад Йоханнес ван Гутен изобрел специальный пресс для получения какао-порошка из жареных какао-бобов. Но как не рекламировал шоколадний магнат свою продукцию, подчеркивая полезные лечебные свойства какао, все равно любимым повседневным напитком европейцев оставались кофе и чай. Тогда производитель пошел на отчаянный шаг. Он попросил приговоренного к смертной казни преступника крикнуть с эшафота фразу: «Пейте какао Ван Гутена!» в обмен на солидную денежную компенсацию своей семье. Этот случай стал главной новостью в местных газетах, и напиток начал быстро раскупаться в магазинах.

Нашлось на страницах дореволюционных изданий место рекламе не менее вкусного напитка – кофе. И хотя вокруг вопроса пользы и вреда этого напитка до сих пор ведутся дискуссии, читателям журнала «Фармацевт» ненавязчиво предлагается попробовать кофе «мокко» – одного из самых старых и лучших сортов кофе.

В те времена аптеки имели разрешение на реализацию такого интересного продукта, как «Ароматические лепешки для крепких напитков и лимонадов Глешке и Виднеръ». Эти лепешки давали возможность изготавливать в домашних условиях лимонады и ликеры. Лепешка представляла собой смесь сахара, эфирных масел и натуральных красителей. Если ее измельчить и растворить в холодной воде, можно было получить лимонад. А если вместо воды взять спирт или водку, то за считанные минуты в сосуде появлялся крепкий напиток любого аромата.

Приятно, что на страницах московских изданий рекламируют свои услуги и украинские производители. Так, «Фабрично-торговое товарищество Гофман и Деуэль» (г. Харьков) предлагал своим клиентам широкий выбор оборудования для аптек, лабораторий, химических кабинетов, заводов искусственных минеральных вод.

Встречаются в дореволюционной периодике известные и в наше время торговые бренды. Например, детская молочная смесь от компании «Nestle». Этот продукт сочетал в себе коровье молоко, пшеничную муку и сахар, был разработан немецким фармацевтом Генри Нестле (1814-1890) с целью снизить высокий уровень смертности среди детей грудного возраста, которые в силу разных причин были лишены возможности пить материнское молоко.

Вот такие яркие примеры медицинской рекламы попадаются в дореволюционной периодике из редких фондов библиотеки. Но вы, уважаемые читатели, можете открыть для себя еще много любопытных образцов рекламы, посетив отдел редких и ценных изданий.

Елена Фетисова

Источники :

1. Фармацевт: науч.-спец. журн. / И. А. Антушевич, Э. А. Альтгаузен, К. С. Цомая – М.: Типо-литогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1903. – № 1-37.

2. Фармацевтический вестник: журн. Российского фармац. о-ва взаимного вспомоществования / С. О. Червинский, Б. Н. Салтыков – М.: Тип. А. И. Мамонтова, 1905. – №1-38.

3. Фельдшерский вестник: орган Союза обществ помощников врачей / Г. И. Чиликин, П. А. Калинин, Н. И. Попов; ред. П. А. Калинин – М.: Тип. Штаба Московского Военного Округа, 1910 – № 48.

4. Захаров А. А не изволите-с икорки паюсной да пилаф из молодого барашка [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http://mycity.kherson.ua/avtory-ag/zaharov-2013/pilaf.html (дата обращения 07.04.2018) – Заголовок с экрана.

5. «Покупайте какао Ван Гуттена!» [Електронний ресурс]. – Режим доступа: https://professionali.ru/Soobschestva/marketing/pokupajte-kakao-van-guttena-/ (дата обращения 07.04.2018) – Заголовок с экрана.





Напишите свой комментарий
Ваше имя
E-mail (не будет опубликован)
* Текст сообщения

Вход