Сайт Музея книги является частью библиотечного портала lib.kherson.ua
Книговедческая мозаика
20.09.2018 13:24

День информации для студентов-филологов
20 сентября отдел редких и ценных изданий посетили студенты украинской филологии и журналистики Херсонского...

06.09.2018 14:30

Презентация выставки автографов украинских писателей
6 сентября в отделе редких и ценных изданий состоялась презентация выставки «Автографы украинских...

04.09.2018 09:11

Анонс! Презентация выставки «Автографи українських письменників із рідкісного фонду Гончарівки»
6 сентября в 12:30 в отделе редких и ценных изданий состоится презентация книжно-иллюстративной выставки...


<
Гость | Войти
Версия для печати
Книговедческая мозаика > Автографы от шестидесятников

Автографы от шестидесятников

10.07.2018 08:52

Творчество поколения шестидесятников – одно из самых ярких явлений украинской культуры, наиболее громко заявившее о себе в литературе. В нашей библиотеке хранится небольшая подборка книг с автографами поэтов-шестидесятников.

Часть изданий – из коллекции книг с автографами херсонского журналиста Давида Файнштейна. Автограф от Николая Винграновского, в котором он желает маленьким херсонцам «добра и счастья», сохранился на сборнике детских стихов «Мак» (К., 1973). Настоящим артефактом в коллекции Файнштейна можно считать редкое фото, на котором М. Винграновский раздает автографы херсонским школьникам. Фото сделано Т. Гаценко и датировано примерно 1960-ми годами. К числу ценностей можно отнести и письмо, адресованное Давиду Ильичу, в котором писатель сообщает о выходе детской книги. И хотя Винграновский ассоциируется прежде всего как один из выдающихся писателей-шестидесятников, известный деятель в области киноискусства, Государственную премию Украины им. Т. Шевченко он получил за произведения для детей.

Кино было творческим пристрастием Николая Степановича. Ему посчастливилось быть учеником Александра Довженко, от которого почерпнул бесценный опыт режиссерского и актерского мастерства. А вот к своей принадлежности к литературному поколению шестидесятников писатель относился с равнодушием: «Я входив у літературу разом з Драчем, Дзюбою, Світличним, трохи раніше заявила про себе Ліна Костенко. Але від того, що мене називали і називають шістдесятником мені не холодно і не жарко. Думаю, що коли входив би в літературу в 1940-ві роки, чи в теперішньому столітті, нічого б не змінилося, бо все залежить від людини. Інша справа - реалізувати написане. Адже мене могли друкувати, запрошувати на вечори, а могли послати на Колиму чи в Магадан, як це з багатьма і трапилося. Відмінність тільки в цьому. У 1960-ті ми себе реалізували, але це залежало від тодішньої політичної ситуації: Хрущов, потепління, можливість вільно дихнути. Але це дихання було лише зверху, бо врешті все залишалося так, як було. Просто нам пощастило, бо якби ми вступили в літературу в кінці, скажімо,1930-х, нас би спіткала доля Івана Багряного, Леся Курбаса, Тодося Осьмачки, Євгена Плужника та багатьох інших. Добре, що хоч третина з нас залишились у літературі» [3].

В коллекции Файнштейна сохранились и две книги с автографами от Д. Павлычко: «Гранослов» (К., 1968), «Хліб і стяг» (К., 1968). В сборнике «Гранослов» Павлычко продолжает начатую неоклассиками традицию интеллектуальной лирики – изящной, классически совершенной, ярко метафорической. В своей поэзии Дмитрий Васильевич раскрывает тему любви, гармонии человека с природой. В цикле «Білі сонети» поэт затрагивает проблему свободы творчества, выражает мнение о том, что идейное звучание поэзии более важно, чем удачно подобранная рифма:

Старенька рима у паркані вірша

Прибита, мов штахетина гнила.

Займає місце. Як байдужим оком

Сковзнеш по ній, то скажеш: «Все гаразд!»

Та тільки потривож її рукою,

Переконатися попробуй сам,

Чи міцно думки цвях сидить у слові –

І вже гуде в поезії діра!

В 1989 году, во время визита в Херсон, подарил читателям нашей библиотеки сборник своих стихов «Теліжинці» Иван Драч. Тележинцы – родное село поэта, которое было основано на месте греческого города, разграбленного татарами. В стихах этого сборника чувствуется теплая любовь поэта к своей маленькой родине, искреннее восхищение ее жителями. Немало поэтических мыслей Драча не теряют своей актуальности и сегодня:

Коли вродився ти Іваном

В краю, що стогне од щедрот,

Гряди з питанням нездоланим:

«Коли ж ми збудемось в народ?!»

Гримлять епохи. Крячуть бомби.

Апокаліпсису виття.

А ти виводь із катакомби

Народ свій, мов сліпе дитя.

Всей своей деятельностью, всей жизнью своей и творчеством Иван Драч именно пытался «виводити із катакомб народ свій». К сожалению, не суждено ему было завершить свое дело так, как мечталось. Улетела душа поэта за горизонт в этом году жарким июньским днем. Но его творческое наследие, как главный памятник, остается с нами. Остается с нами и его автограф «Від серця ...» на подаренной ним книге.

Пожалуй, именно книги являются лучшим памятником для тех, кто работал со Словом. И не только умершим, но и живым.

Елена Фетисова

Источники:

1. Драч І. Теліжинці. – Київ: Рад. письменник, 1985. – 199 с.

2. Вінграновський М.С. Мак. Вірші для старшого дошкільного та молодшого віку /М. С. Вінграновський. –Київ: Веселка, 1973. – 24 с.

3. Винграновский Николай Степанович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9287 (дата звернення 04.07.2018). – Заголовок з екрану.

4. Павличко Д. Гранослов. – Київ: Рад. письменник, 1968. – 191 с.





Напишите свой комментарий
Ваше имя
E-mail (не будет опубликован)
* Текст сообщения

Вход